РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 
РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Кирпичников И.А.
«ВОЕВОДА И ВЛАСТЕЛЬ РЕЗАНСКИЕ СТРАНЫ»: РЯЗАНЬ ПОД УПРАВЛЕНИЕМ ПРОКОПИЯ ЛЯПУНОВА

Аннотация. В годы Смутного времени на территории Рязанского уезда сложилась особая модель управления, ключевой характеристикой которой было господство воеводы и думного дворянина Прокопия Ляпунова. Причиной появления такой модели была слабость центральной власти в условиях противостояния с Лжедмитрием II: правительство Василия Шуйского не располагало ресурсами для контроля над уездом и, будучи заинтересовано в лояльности и услугах местной верхушки, вынужденно поощряло её действия. Главными чертами сложившегося в Рязанском уезде «режима» были военизированный быт, систематическая эксплуатация местного посадского населения, незаконные поборы. В своих действиях Ляпунов опирался на лояльных лиц из числа рязанских дворян и детей боярских, а также на круг родственников. Основываясь на делопроизводственных материалах первой трети XVII века, автор показывает, что установление такого режима повлекло за собой дестабилизацию отношений внутри местной элиты и привело к серии конфликтов, в результате которых многие представители рязанских дворянских родов были на продолжительное время вытеснены из Рязанского края.

Москвитин М.Н.
ПРОПАГАНДА В РУМЫНИИ В ГОДЫ НЕЙТРАЛИТЕТА (1914-1916)

Аннотация. Статья посвящена пропаганде в Румынии в период нейтралитета (1914-1916 гг.). В работе на основе новых источников даётся характеристика политики в области пропаганды, её влияния на формирование общественного мнения. В работе затронуты основные аспекты пропаганды, проводимой силами миссий и другими дипломатическими агентами в Румынии, а также её результаты и воздействие на румынскую общественность. Выявленные источники, позволяют осветить недостаточно изученный в отечественной и зарубежной историографии вопрос о пропаганде в отдельном взятом нейтральном государстве. В статье был сделан акцент на главном средстве пропаганды в годы Первой мировой войны – печатных изданиях. На основе изученных документов и отчётов русских дипломатов и военных агентов, был сделан вывод о том, что с начала Первой мировой войны в Румынии стала вестись интенсивная пропаганда с помощью финансирования газетных издательств, перепечатывания статей с официальными сообщениями с фронтов войны. Однако, в итоге главными причинами вступления Румынии в войну явились не пропагандистские усилия дипломатических миссий, а события на фронтах Первой мировой войны, которые оказали решающее влияние на румынскую общественность и заставило румынское руководство выступить на стороне Антанты.

Сарбалаев А.М.
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА В РОССИИ: СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Аннотация. В статье исследуется феномен социального сиротства в различные исторические периоды развития России. Применение метода ретроспективного анализа позволяет проследить причины возникновения феномена социального сиротства, его трансформацию, рассмотреть различные формы социальной помощи детям – социальным сиротами сделать вывод о возрастании масштаба процесса деинституализации социального сиротства. Также обосновывается необходимость дальнейшего теоретико-прикладного осмысления феномена социального сиротства.

Бочарников И.В.
ГВАРДИИ ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТ РУССИЯНОВ ИВАН НИКИТОВИЧ – ЛЕГЕНДАРНЫЙ КОМДИВ 1-ОЙ ГВАРДЕЙСКОЙ

Аннотация. В статье описываются героизм и мужество советских солдат и офицеров 100-ой стрелковой – 1 гвардейской дивизии – 1-го гвардейского механизированного корпуса. Особую значимость обретал тот факт, что дивизией (корпусом) с первого и до победного дня войны командовал генерал И.Н. Руссиянов – случай беспрецедентный. Именно с И.Н. Руссияновым воины дивизии встретили врага под Минском и в течение 3-х дней держали оборону, отбивая атаки превосходящего по силам и средствам противника, с И.Н. Руссияновым выходили из окружения.

Под командованием генерала И.Н. Руссиянова дивизия принимала участие в легендарном сражении под Ельней в августе 1941 года. Тогда четыре советские дивизии, в том числе 100-ая стрелковая генерала И.Н. Руссиянова, нанесли первое крупное поражение превосходящим их силам немецких войск. Победа советских войск под Ельней стало Днем рождения Советской гвардии. 18 сентября 1941 года Приказом № 308 Наркома обороны СССР И.В. Сталина 100-я стрелковая дивизия была преобразована в 1-ю гвардейскую стрелковую дивизию. В дальнейшем воины-гвардейцы под командованием генерала И.Н. Руссиянова громили врага в ходе контрнаступления под Москвой, участвовали в освобождении Донбасса и Запорожья, брали Будапешт и Вену и, наконец, поставили точку в войне в предгорьях Альп.

Сосна Н.А.
ПОДГОТОВКА МИССИИ Н.П. ИГНАТЬЕВА В КИТАЙ В 1859 – 1860 ГГ.

Аннотация. В настоящей статье рассмотрен вопрос о подготовке миссии Н.П. Игнатьева в Китай в 1859–1860 гг. Автор основывается на как на опубликованных, так и на архивных источниках из Архива внешней политики Российской империи (АВПРИ) и Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), некоторые из которых впервые вводятся в научный оборот. Большое внимание уделяется историческому контексту, определившему отправку в Китай очередного посольства. Это позволило объяснить двойственный военно-дипломатический характер миссии Игнатьева и большой объем задач, поставленных перед ней. Подробно рассмотрен механизм принятия российским правительством внешнеполитических решений относительно дальневосточного региона, практически полностью приведены инструкции, полученные Игнатьевым из Министерства иностранных дел и Военного министерства. По итогам исследования представляется возможным сделать вывод о том, что миссия Н.П. Игнатьева в Китай была типичным явлением внешней политики России 1850-х – 1860-х гг. по отношению к странам Востока. Соединение военных и дипломатических функций в руках одного человека давало возможность действовать одновременно мирными и силовыми методами. Взаимоотношения с Китаем традиционно носили непредсказуемый характер и в указанный период они не являлись внешнеполитическим приоритетом. Этим и объясняется отправка Игнатьева в Пекин в период нестабильности без четких инструкций.

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ 
СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Гончаров В.В., Мальцева О.Л.
АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА МАШИННОГО ПЕРЕВОДА НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ

Аннотация. Рассматриваются основные аспекты машинного перевода, достоинства и недостатки систем машинного перевода, обосновывается возможность совершенствования качества перевода на основе технологии нейронных сетей с учетом стоимости систем и аналитической оценки погрешности перевода.

Шамшин Л.Б.
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

Аннотация. При усложнении и ускорении изменений, нарастании неопределенности в современной культурной ситуации вопрос о ценностно-смысловых ориентирах и ценностных основах образования (как общего, так и профессионального) становится особенно значимым. Предлагается рассмотреть ценностно-смысловые ориентиры образования в свете культурологического знания. Принимается как данность, что ценности и смыслы современного образования неизбежно являются производными от ценностей и смыслов, актуальных для современной культуры в целом. Последние представлены как содержащие в себе два исторически (и содержательно) различных «слоя»: базовый и актуальный. Базовому слою соответствуют результаты длительной исторической эволюции (базового, цивилизационного масштаба); актуальному – характеристики «краткосрочных» (ХХ и ХХI века) изменений цивилизационно-культурной ситуации. Первый из них резюмируется в прогрессирующем гуманистическом характере цивилизационного развития; второй – в переходе от ценностей выживания к ценностям самовыражения. Их наложение и согласование позволяют выявить динамику ценностей современной культуры – а значит, и производную от нее динамику ценностной системы современного образования. Ее предлагается увидеть как утверждение трех качеств образования: всеобщности, вариативности и непрерывности – необходимых для раскрытия своеобразия качеств каждой личности. В завершение предлагается современная модификация (в программно-декларативном виде) ценностно-смысловых ориентиров некоторых аспектов воспитания как самого «ценностно-ориентированного» элемента образовательной системы.

Гузеев М.С., Григорьев С.М.
ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация. В статье рассмотрены основные вехи развития теории по проблеме интеграции обучения и попытки ее внедрения в школьную практику в разные годы. Отмечается, что межпредметная интеграция позволяет установить связи не только между близкими предметами, но и между фундаментальными областями современной науки – естественной и гуманитарной. Данный аспект закладывается в содержание обучения путем создания соответствующих факультативных курсов, проведения бинарных и интегрированных уроков, выполнения учащимися учебных проектов и т.д. Анализ проблемы показал, что базовый учебный предмет может изучаться как интегрированный курс или как курс, построенный по модульному принципу, где каждый модуль реализует определенный стандартом содержание соответствующего компонента образования. Ключевым моментом является межпредметная интеграция, в частности, создание компаративных курсов, наличие культурологической составляющей в содержании естественных предметов.

Кузнецова Т.А.
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: СМЯГЧИТЬ ИЛИ ПОВЕРНУТЬ ВСПЯТЬ? АНТИГЛОБАЛИЗМ И АЛЬТЕРГЛОБАЛИЗМ КАК ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕОЛИБЕРАЛЬНОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация. Настоящая статья посвящена всестороннему анализу относительно нового, но чрезвычайно важного явления, сутью которого является противодействие процессу глобализации мировой экономики, проводимому по неолиберальному образцу, принесшему миру сегодня глубокое разочарование. Характеризуя результаты неолиберальной глобализации как разрушительные, угрожающие стабильности многих национальных государств в экономическом и социальном отношении, автор анализирует реакцию на ключевой процесс глобального развития как в форме массового движения антиглобализма, так и в плане сформировавшегося на сегодня поиска альтернативы рыночному фундаментализму, поиска нового подхода к управлению глобализацией с целью смягчения угроз, порождаемых ею, и минимизации экономических и социальных рисков для многих участников глобализации, особенно менее развитых в экономическом отношении государств, т.е. наиболее уязвимых к глобализационным шокам.

Левин Л.М.
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ У МОЛОДЕЖИ: ПОИСКОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ»)

Аннотация. В работе поднимается актуальная в настоящее время проблема интернет-зависимости и чрезмерной погруженности молодежи в виртуальное пространство. Приводятся результаты поискового исследования, посвященного изучению поведения молодых людей в киберсреде. Было обследовано 30 человек в возрасте от 18 до 25 лет, имеющих аккаунты в социальных сетях и регулярно пользующихся ими. Каждому респонденту предлагалось заполнить Тест К. Янг на интернет-зависимость (Internet Addiction Test, IAT), адаптированный В.А. Лоскутовой (Буровой), и авторскую анкету, включающую в себя 103 пункта и посвященную изучению различных социально-демографических характеристик и особенностей поведения в электронном пространстве (количество аккаунтов, заполненность профиля, объем проведенного времени в интернете, общение с другими пользователями, личные предпочтения в общении опрошенных, удобные форматы общения и пр.). При этом сделана попытка обнаружения влияния чрезмерной включенности в социальные сети на реальные контакты респондентов и межличностные взаимоотношения. На основе обработки данных делается ряд выводов и обобщений, касающихся характеристик киберповедения. Также говорится о перспективах как настоящего поискового исследования, так и изучения данного научного направления исследования.

Нестерова А.А., Левин Л.М.
ЗАРУБЕЖНЫЕ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ И ВКЛЮЧЕННОСТИ В СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ У МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема интернет-зависимости и чрезмерной погруженности в социальные сети и виртуальное пространство. Явление вовлеченности в киберпространство приобретает все большую распространенность, влияя на различные аспекты личности и жизни человека, что требует дополнительного научного изучения и осмысления. Обсуждаются вопросы определения и организации здорового и проблемного пользования интернетом, а также особенности разграничения данных понятий. Анализируются различия между реальным и виртуальным общением, особенности коммуникации в каждом из них. В работе приводится литературный обзор современных отечественных и зарубежных исследований обсуждаемых феноменов и явлений. В статье проанализированы концепции интернет-зависимости (К. Янг, K. Webley, K.W. Beard, E.M. Wolf и др.). Авторы дают обобщенную характеристику критериям интернет-зависимости, выделенных различными учеными, а также основным методикам для выявления данной зависимости. Исследователями говорится также и перспективах исследования данной тематики. В дальнейшем авторам предстоит провести собственное эмпирическое исследование, посвященное изучению взаимосвязи интернет-зависимости с субъективным уровнем одиночеством и особенностями межличностных отношений у молодежи, основанное на теоретических и методологических принципах, описанных в предлагаемой статье.

Туарменский В.В., Барановский А.В., Лящук Ю.О.,
Сальникова И.В., Шибаршина О.Ю.
ОТ НАУКОГРАДА К ТЕХНОПОЛИСУ: ИСТОРИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ

Аннотация. Актуальность статьиобусловленанеобходимостью поиска оптимальной модели отечественного технополиса и максимальной актуализации усилий научного сообщества по изучению и обсуждению наиболее успешных вариантов внедрения этих моделей. Целью статьи стала попытка изложения и анализа отечественного опыта реализации программы развития наукоградов и предания им черт, присущих западным технополисам. Предметом работы стала фиксация основных моментов в процессе трансформации наукоградов. Авторы рассматривают появление термина «наукоград», изменение подходов к изучению российских городов науки и современную официальную трактовку данного феномена. В статье фиксируется место и роль наукограда на различных этапах существования советской науки. Предлагается классифицировать отечественные города науки по профилю, размеру и специализации. Авторы, рассматривая профили имеющих официальный статус наукоградов, выделяют чётко выраженный образовательный компонент, входящий в их структуру. Описываются причины системного кризиса модели советского наукограда и поиски путей выхода из него в конце 80-х – начале 90-х годов. Обосновывается выбор модели западного технополиса для отечественного наукограда. В статье рассмотрен сложный процесс перехода постсоветских наукоградов, как территориальных центров научно-исследовательского профиля, ориентированных на военно-промышленный комплекс, к новому формату существования, посредством внедрения в данную структуру инновационных технопарковых форм. В результате анализа авторы описали наиболее значимые отечественные наукограды. Особое внимание в статье уделяется особенностям возникновения и перспективным направлениям развития технопарковых структур в России. Результаты исследования могут быть применены для актуализации процесса внедрения результатов научных разработок в промышленное производство в рамках современного наукограда.

Фасоля А.А., Мальцева О.Л.
ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ПОСРЕДСТВОМ МЕДИАТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. Рассматриваются особенности обучения иностранному языку в неязыковом вузе с применением инновационных технологий. Особое внимание уделяется использованию медиатехнологий. В статье представлены основные способы интенсификации самостоятельной работы обучающихся и оптимизации аудиторной работы посредством современных технических средств обучения. Изложены особенности подготовки и проведения практических занятий с использованием информационно-коммуникативных технологий, описаны преимущества их применения. Автором рассматриваются возможности использования Интернет-ресурсов на практических занятиях по иностранному языку, а также основные принципы отбора материала посредством Всемирной сети. Проводится детальный анализ применения медиатехнологий на различных этапах обучения иностранному языку: при объяснении нового материала, первичном закреплении знаний, для их актуализации, обобщении и систематизации изученного. Описываются особенности использования медиатехнологий при обучении имеющимся видам речевой деятельности. Представлены этапы работы на занятиях с использованием информационно-коммуникативных технологий, определяется их последовательность. Особое внимание акцентируется на преимуществах применения медиатехнологий при обучении чтению и аудированию. Представлен обзор периодических on-line изданий на английском и немецком языках, использование которых целесообразно, с точки зрения автора, на практических занятиях по иностранному языку для работы с текстами.

Соколов Д.И., Котов А.А., Григорьев С.М.
МЕТОДИЧЕСКИЙ АППАРАТ ПРИМЕНЕНИЯ АГРЕГИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ МОНИТОРИНГЕ СОСТОЯНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РФ

Аннотация. Одним из направлений совершенствования безопасности военной службы предусмотрено проведение ежегодного мониторинга состояния безопасности военной службы и условий осуществления военнослужащими профессиональной служебной деятельности в Вооруженных Силах. Главной задачей мониторинга безопасности военной службы в ВС РФ должно явиться количественное и качественное описание процессов, имеющих место в сфере безопасности. Рассматриваемый в статье методический аппарат агрегированного подхода мониторинга состояния безопасности военной службы на основе теории нечетких множеств, направлен на поддержание концепции управления профессиональными рисками, переход к которой осуществляется в настоящее время, предполагает смену приоритетов, перенос акцентов с мер реагирования на несчастные случаи «post factum» в рамках традиционной системы на превентивные меры, т.е. управление рисками повреждения здоровья.

РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ

Березина Т.Н., Бузанов К.Э., Фатьянов Г.В.
ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ВИРТУАЛЬНОСТИ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА

Аннотация. Цель исследования – развитие позитивной психологии виртуальности и изучение ее возможностей для оптимизации функциональных состояний человека-оператора. В данной работе сделан упор на поиске методов коррекции состояния утомления и повышения уровня бодрствования человека-оператора. Были проведены три серии исследований с применением психофизиологических и психологических методов диагностики. В первой серии изучалось влияние виртуального движения по экстремальным горкам на работу сердечно-сосудистой системы. Было показано, что реакция организма на виртуальные горки схожа с реакцией на реальный экстрим: у человека повышалось давление, увеличивался пульс, и это состояние сохранялось после завершения погружения. Во второй серии изучали влияние сказочных, не экстремальных сюжетов на эмоциональную сферу. Было показано, что позитивные сказочные виртуальные ролики усиливают положительные эмоции, возбуждающе действуют на человека. В третьей серии был поставлен лонгитюдный эксперимент по влиянию комбинированного сюжета (экстремальный + медитативный) на состояние утомления. Было показано, что просмотр сначала возбуждающего ролика, а потом расслабляющего снижает утомление и повышает состояние бодрствования.

Лысаков Н.Д.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР» ДЛЯ АВИАЦИОННЫХ ИНЖЕНЕРОВ

Аннотация. В статье обосновывается актуальность программы «Человеческий фактор» для авиационных инженеров при освоении новой техники. Приводятся характерные примеры авиационных происшествий по причине ошибочных действий инженерно-технического персонала. Предлагается вариант тематического плана дисциплины с учетом психологических особенностей переучивания на высокоавтоматизированные самолеты.

Дровалева Л.С., Трифонова К.В., Семенов А.В.
ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ

Аннотация. Статья посвящена изучению вопроса о применении в учебном процессе такого активного средства обучения как задачи. Раскрывается роль задач в профессиональном юридическом образовании, особенности сюжетной задачи. Рассматриваются различные подходы к классификации задач: в зависимости от дидактических целей, от обучающей роли. Особое внимание уделяется задачам, которые способствуют лучшему усвоению теории. Обсуждается вопрос об основных этапах работы над задачей. Авторы констатируют, что одна из целей работы над задачей – приобретение студентами навыков в установлении определенных связей между данными и искомыми, в выделении значимых юридических фактов. Даются рекомендации по использованию методических приемов обучения студентов решению задач. Анализируется влияние задач, приемов обучения на эффективность изучения студентами конкретных дисциплин. В качестве примеров из практики приводятся фрагменты сценариев занятий по гражданскому праву, судебной статистике, политологии.

Магомедов Р.М.
ИЗМЕНЕНИЯ КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В данной статье рассматриваются изменения компонентов профессиональной деятельности учителя нового типа в условиях использования новых инновационных организационных форм. Подчеркивается, что, развивающаяся информационно-образовательная среда (ИОС) заработает тогда и только тогда, когда учитель нового типа методически оправданно выстроит принципиально новый образовательный процесс, основанный на использование средств информационно коммуникационных технологий (ИКТ). Учитель нового типа одновременно планирует образовательные результаты и для достижения этих образовательных результатов планирует информационно образовательную среду конкретного образовательного учреждения, а этому его никогда не учили. Для решения данной проблемы, то есть подготовки учителя нового типа к использованию инновационных форм в образовательном процессе в общеобразовательной школе, предлагается готовить самого учителя в рамках использования данных организационных форм обучения в учебном процессе вуза. В рамках этой подготовки в работе анализируются такие компоненты профессиональной деятельности учителя нового типа, в условиях использования нетрадиционных организационных форм обучения на базе средств ИКТ, как: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный, экспертный. То есть анализируются, как изменилось содержание профессиональной деятельности учителя нового типа по этим выделенным компонентам, для того чтобы далее на базе этого анализа аргументировать принципы, подходы содержания методической системы подготовки учителя нового типа.

Легконогих А.Н., Рыжкин Н.В., Попова С.Л., Сорочкина О.Ю., Смирнова С.Б.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Цель авторских изысканий основывается на актуальности использования информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе, – от дошкольного до высшего профессионального образования, что подтверждается не только Федеральными стандартами и программами образования, но и практическим внедрением инноваций на разных уровнях получения образования. Важным представляется выделить основной контекст научного исследования – это проведение психологического тестирования обучающихся на разных уровнях получения образования посредством внедрения информационно-компьютерных технологий. Данный процесс осуществляется в российском образовании последние десятилетия, но еще не нашел формы, последовательной и адаптированной под единый стандарт. Опытным путем и с помощью авторской структуры психологического тестирования обозначены ориентиры для разработки адаптированных вопросов для разных уровней образования с целью выявления важных критериев как поведения самого обучающегося, так и обучающего, критериев преподавания, выбора дисциплин, направлений образовательных исследований, инструментария и технологий обучения. Алгоритм тестовых вопросов, кейсов, фокус-групп обсуждался среди магистрантов, профессорско-преподавательского состава кафедры «Социальная работа» Донского государственного технического университета, в рамках проведения профориентационной работы, кроме того, дополнительно среди посетителей и участников XIX Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции-выставки «Информационные технологии в образовании – 2019» (ИТО-Ростов-2019).

Клепцова Е.Ю., Макшанцева Л.В., Иванцов О.В.
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СОТРУДНИКОВ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ

Аннотация. Актуальность проблемы исследования заключается в необходимости конкретизации, углубления, систематизации исследовательской информации об отношении к стрессу и стрессоустойчивости сотрудников сферы обслуживания и решении проблемы оптимизации межличностных отношений как между сотрудниками сферы обслуживания, так и между сотрудниками и клиентами в изучаемой сфере.

Современный мир характеризуется неустойчивостью, непредсказуемостью, неопределенностью геополитических, социально-политических, экономических, общественных явлений. Особую группу риска подверженности данным феноменам составляют сотрудники сферы обслуживания, так как по специфике профессиональной деятельности через них проходит ежедневный значительный человекопоток. Значимыми у сотрудников сферы обслуживания становятся личностные характеристики, связанные с толерантностью, стрессоустойчивостью, умением контактировать и конструктивно взаимодействовать в межличностных отношениях друг с другом и посетителями или клиентами. Целью исследования являлся системный анализ стрессоустойчивости сотрудников сферы обслуживания.

Выборку составили 160 сотрудников сферы обслуживания, работающих в разных коммерческих и некоммерческих организациях г. Кирова, г. Москвы и Кировской области.

В исследовании использовались методики: оценка стрессоустойчивости Н.П. Фетискин, тестовый опросник AVEM и опросник на выявление внешних факторов трудных ситуаций на рабочем месте Н. Водопьянова, Е. Старченкова.

Представлены результаты исследования стрессоустойчивости сотрудников сферы обслуживания. Выявлены особенности различных уровней стрессоустойчивости в профессиональной жизни у сотрудников сферы обслуживания. Показана взаимосвязь стрессоустойчивости сотрудников сферы обслуживания с профессионально важными качествами и одновременно ресурсными состояниями противостояния стрессу: отношение к работе, психическая устойчивость, профессиональная активность, стратегия преодоления проблемных ситуаций. Исследование стресс-факторов в профессиональной деятельности сотрудников сферы обслуживания показало, что среди всех факторов ведущее место занимают: неконтролируемость и неопределенность. Это означает, что сотрудников больше всего беспокоит отсутствие возможности влиять на ситуации, и, в то же время, необходимость постоянно вмешиваться в ситуации для преодоления стресс-факторов. Это противоречие обусловлено особенностями деятельности, когда существует необходимость преодоления стресс-факторов и отсутствия внешних ресурсов для их преодоления. Главным стресс-фактором являются взаимоотношения с коллегами и клиентами, т. е. сотрудники сферы обслуживания обязаны не допускать конфликтов и разногласий с клиентами, вовремя их решать, но они часто не умеют конструктивно выходить из трудных ситуаций и поддерживать оптимальные межличностные отношения. Уровень стрессоустойчивости также обусловлен эмоциональным отношением к работе. Уровень стрессоустойчивости у сотрудников сферы обслуживания повышается в связи с их удовлетворенностью работой и отношениями с близкими людьми, их пониманием и поддержкой. В отличие от этого неудовлетворенность работой напрямую связана с неудовлетворенностью личными отношениями, что снижает уровень стрессоустойчивости в профессиональной жизни сотрудников сферы обслуживания. Низкий уровень стрессоустойчивости у сотрудников сферы обслуживания отличает эмоциональной нестабильностью, частные смены настроений, нетерпимость к окружающим, внутренняя конфликтность, преобладание мотивации избегания над мотивацией достижения неудовлетворенностью работой, в целом недовольство своей жизнью, импульсивность, отсутствие психологической поддержки со стороны близкого круга в окружении. Региональные особенности в системном анализе стрессоустойчивости сотрудников сферы обслуживания не обнаружены.

Овчинникова Ю. Е.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРИНЯТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО РЕШЕНИЯ

Аннотация. В статье представлен анализ влияния различных психологических факторов на принятие инвестиционного решения. В качестве наиболее важных факторов нами были выделены: феномен ограниченной рациональности, когнитивные предубеждения (эвристики), личностные особенности, эмоции и настроения. В результате теоретического анализа мы выявили взаимосвязь выделенных психологических факторов, а также высокое влияние эмоционального компонента в процессе принятия инвестиционного решения. Эмоции влияют на то, как инвесторы оценивают инвестиционный продукт и принимают решение, покупать или продавать ценные бумаги. При этом важна и социальная ориентация личности. В нашем эмпирическом исследовании мы решили проверить влияние различных факторов на принятие инвестиционного решения, сделав при этом акцент на этическом компоненте. Мы предположили, что респонденты по-разному будут относиться к приобретению акций обычного и социально-ответственного фонда или компании. Было показано, что личностные особенности влияют на предпочтения инвесторов. Интроверты и люди, обладающие высокой практичностью, предпочитают делать вложения с минимальной степенью риска. Вкладывать деньги в потребление товаров и услуг предпочитают импульсивные люди. Оценка этичности деятельности компании влияет на инвестиционное решение. Существует три типа реакций инвесторов: установка на этичное поведение усиливает сдвиг к риску и направленность на получение прибыли; установка на этичное поведение снижает сдвиг к риску и направленность на получение прибыли; установка на этичное поведение не влияет на сдвиг к риску. Социальная ответственность личности, а именно интернальная социальная ответственность, влияет на готовность инвестировать в предприятие, деятельность которого считается этичной и формирует оптимистичное отношение к возможному результату.