РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Гусев А.А.
СОВЕТСКАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА НАКАНУНЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ ГЛАЗАМИ ФРАНЦУЗСКОЙ ПРЕССЫ (МАЙ–АВГУСТ 1939 Г.)
Аннотация. Статья посвящена актуальной теме советской внешней политики накануне Второй мировой войны и ее перцепции французской прессой. В центре внимания автора – то, как изменение внешнеполитического вектора СССР воспринималось в одной из ведущих западных демократических стран – во Франции.
Шевырев А.П., Якубенко Е.В.
ЖИЛИЩНЫЙ ВОПРОС В РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РЕШЕНИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Аннотация. Во второй половине XIX в. вследствие Великих реформ и интенсивного развития торговли и промышленности в Российском империи стали быстро расти города, усугубились и типичные для больших городов того времени проблемы: санитарно-эпидемиологическое состояние окружающей среды, плохо устроенные жилища бедняков, сильная скученность населения. Жилищный вопрос был одним из самых жгучих вопросов для современников. Первыми предлагать способы его решения стали санитарные врачи. В дальнейшем об этом стали писать экономисты и архитекторы. Все исследователи помимо сбора информации о жилищной ситуации в России анализировали опыт западноевропейских стран по решению жилищного вопроса и возможность его применения в Российской империи. В статье рассматриваются те способы, которые современники предлагали для решения жилищного вопроса в России начала XX в. Исследователи были солидарны в том, какими именно мерами надо решать жилищный вопрос: законодательным регулированием, благотворительностью, предоставлением работодателями качественного жилья для рабочих, а также за счет кооперации и создания товариществ для постройки жилья. Но оценка значимости и результативности применения этих мер у исследователей различалась. У каждого метода они отмечали достоинства и недостатки, связанные со спецификой политического строя, устоявшейся системой ценностей и особенностями развития общественных инициатив в Российской империи.
Смехович Н.В.
МОДЕРНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В СССР И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В БССР (1986–1990 ГГ.)
Аннотация. Курс на ускорение социально-экономического развития страны, задекларированный в 1986 г., был стратегическим просчетом руководства ЦК КПСС. Политика перестройки не имела научного содержания, она подрывала социально-политическую стабильность, национальную безопасность советского государства. Радикализация союзным руководством аграрной политики, нерешенность ценового вопроса, формально-бюрократическое отношение административно-управленческого персонала колхозов и совхозов к внедрению хозяйственного расчета оказывали негативное воздействие на модернизацию агропромышленного комплекса. После катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции между союзным и белорусским республиканским руководством начали нарастать политические разногласия. Подход белорусского руководства к модернизации и реформированию сельского хозяйства республики базировался на отстаивании национальных интересов, сохранении сложившейся системы управления, отрицании частной собственности на землю, контроле государства над внедрением предпринимательства. В процессе модернизации Советская Беларусь не допустила развала и сохранила созданный сельскохозяйственный производственный потенциал.
РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ
СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Горенко А.А., Сангинова Ф.Ю.
СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПАНСКИХ ГЛЯНЦЕВЫХ ЖУРНАЛОВ
Аннотация. В статье исследованы стилистические и лексические особенности языка трех наиболее популярных глянцевых журналов, хотя и относящихся к международным, но проявляющих национальное своеобразие в части материалов и оформления. К данным особенностям относятся: широкое распространение иностранных заимствований; метафоричность; использование лексических единиц разного плана (как общеупотребительных, так и имеющих ограниченную сферу употребления: разговорных, жаргонных, просторечных, свойственных различным субкультурам и т.п.); частое употребление цитат из религиозных текстов, как в измененном, так и в неизмененном виде. Рассматривается использование принципа языковой игры, который вообще очень свойственен испанскому языку, для создания определенных образов и ассоциаций, придания текстам дополнительной выразительности. Также в статье анализируется такой важный элемент глянцевых журналов, как реклама, являющаяся примером креативного использования языковых средств, играющих особую роль в создании слоганов. Основными факторами, формирующими систему языковых средств глянцевых журналов, являются: соотношение глобальных и национальных тенденций в культуре и моде, социокультурный облик целевой аудитории, гендерная адресация журналов, а также особенности стилистики, свойственные испанскому языку (словесная игра, метафоризация и т.д.).
Гончаров В.В., Мальцева О.Л.
ИНФОРМАЦИОННО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ТЕОРИИ ПЕРЕВОДА
Аннотация. Рассматриваются основные информационно-математические аспекты процесса перевода как системного явления, представлен подробный анализ его этапов. Показана возможность математического описания процесса функционирования его основных элементов, позволяющее применение математического аппарата теории вероятностей и математической статистики, – в частности применение векторных случайных функцией, при обеспечении условия требуемой оценки качества перевода.
Корноухов М.Д., Тянь Цзин Цзин
ЭЛЕМЕНТЫ АЭРОБИКИ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ
Аннотация. В статье рассматривается проблема эффективного использования элементов аэробики в современном хореографическом образовании. Уникальная интегративность, сочетание спорта и музыки, как ключевая спецификация танцевального искусства является мощным фактором художественного развития ребёнка. Аэробика многофункциональна, ее воздействие на личность многогранно, оно выражается в специальной физической, технической, эстетической ориентации занятий. С помощью аэробики в хореографическом классе решается целый набор задач, связанных с физическим развитием учащихся. Аэробные упражнения значительно развивают выносливость танцоров. У них формируется чувство красоты движений, гармонии с музыкой, развивается способность передачи эмоциональных состояний, настроений и чувств в танцевальных движениях. Включение упражнений по аэробике следует строго дозировать, принимая во внимание такие факторы, как возраст и количество участников в группе, уровень их физической и музыкальной подготовки, конкретные педагогические цели и задачи. Автор подчёркивает, что в современном хореографическом образовании аэробика должна стать неотъемлемой частью технологического и художественного компонентов учебного процесса.
Кузнецов В.В.
ПРАВОВОЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Аннотация.В статье в историко-педагогическом и теоретико-методологическом ключе раскрывается правовой компонент содержания гражданского воспитания. Устанавливается роль права, как регулятора общественных отношений в содержании гражданского воспитания. Раскрываются особенности консервативного (легистского) и либерального (юридического) подходов к праву. Рассматривается воспитательная функция права, как связующего звена права и педагогики, и её особенности, сквозь призму консервативного и либерального подходов. Консервативный подход находит свое выражение в таком воспитательном воздействии, которое отстроено в соответствии с жесткими императивными указаниями. Либеральный подход ориентирован на признание ведущей роли права в воспитании правосознания и стимулировании правомерного поведения. Отмечается, что взаимосвязь права и педагогики выражается термином «правовое воспитание», при этом представители юридической и педагогической мысли отмечают его отношение к гражданскому воспитанию через осознание правовых обязанностей и соблюдение правовых норм. Проводится краткий исторический анализ философских и педагогических идей затрагивающих роль права в воспитании гражданина. Определяются особенности современного состояния гражданского воспитания в отечественной педагогике, позиция Министерства образования Российской Федерации, направления педагогической мысли.
Соколова Л.В., Молчанова А.В.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕНСИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация. В статье рассматриваются новые эффективные технологии преподавания в начальной школе, позволяющие учащимся достичь высоких результатов обучения, воспитания и развития. Авторы дают определение интенсивным технологиям, которые обеспечивают достижение заранее спроектированных результатов на основе взаимодействия субъектов деятельности. В статье рассматривается технология коллективного взаимообучения в начальной школе.
Степанова И.Ю., Богомаз И.В.
МЕЖПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Аннотация. Цифровизация различных сфер человеческой жизни определяет потребность изменения содержания подготовки будущего учителя. Революционный характер преобразований предполагает, что обновление содержания происходит в проектной логике и осуществляется научно-педагогическими командами, готовыми к коллективно-распределенной деятельности и дидактическо-рефлексивному оформлению реализуемой практики. Предлагаемая идея одной из таких команд состоит в использовании реальных объектов и процессов в освоении межпредметных и предметных знаний и умений. Ее реализация предполагает поиск методических решений для определения аспекта рассмотрения объекта или процесса с последующей постановкой соответствующих учебно-познавательных, учебно-исследовательских, проектно-практических задач. Одним из значимых моментов подобной работы становится выявление межпредметного содержания математической, естественнонаучной, инженерно-технологической, информационной подготовки будущего учителя. Для этого предлагается положить в основу изучение классов объектов и процессов в таких областях знаний как классическая механика, финансовая математика, которые позволяют строить и применять математические модели. Другим важным моментом является включение будущих учителей в процесс выявления учебных проблем, постановки задач, требующих междисциплинарных знаний. Для этого предлагается система действий с межпредметным содержанием, направленных на развитие критического, креативного, алгоритмического мышления, проектных и исследовательских способностей будущих учителей. Описанный способ позволяет подготовить будущего учителя к взаимодействию «обучающийся – цифровая среда – педагог».
Лысаков Н.Д.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР» ДЛЯ ЛЕТНОГО СОСТАВА
Аннотация. В статье обосновывается актуальность дисциплины «Человеческий фактор» для летного состава в ходе повышения квалификации в авиационном учебном центре (АУЦ). Приводится наиболее характерный пример авиационного происшествия по причине ошибочных действий летного состава при уходе на второй круг в сложных метеорологических условиях. Предлагается вариант тематического плана дисциплины с учетом психологических особенностей выполнения полета на наиболее ответственных и сложных этапах.
Сухов А.Н.
СРЕДСТВА КРИМИНОГЕННОГО ОБЩЕНИЯ: ТРАДИЦИОННЫЙ И СОВРЕМЕННЫЙ АСПЕКТ
Аннотация. В статье раскрывается сущность социально-психологического подхода к пониманию организованной преступности. В её основе лежит криминальная модель достижения успеха, которая в свою очередь не осуществима без создания законспирированной преступной организации, а та без традиционных и современных средств криминогенного общения. С точки зрения социальной психологии в качестве основного механизма приготовления и совершения преступлений и в первую очередь в рамках организованной преступности выступает криминогенное общение, которое осуществляется с помощью специальных средств. К числу традиционных средств криминогенное общение относятся: жаргон, татуировки, тайнопись и др. Что касается современных, то в качестве них выступают шифрование информационных сообщений с помощью математических методов преобразования информации и т. д. В статье так же рассматривается практика противодействия современным средствам криминогенного общения.
Григорьев С.М., Пахомова Е.А.
ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛИКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются отдельные аспекты нового прогностического направления развития современного образования и науки. Выделяется главная цель прогностического образования – помочь подрастающим поколениям развить прогностические качества и поликультурные ценности, межкультурную профессиональную компетентность на духовно-нравственной основе. Выдвинута гипотеза, что значение уровня развитости поликультурных ценностей и качеств личности, как предпосылок эффективности ее взаимодействия с обществом и с окружающим миром, средой, состоит в продуктивности прогностической деятельности в межкультурном образовательном пространстве. При исследовании поликультурного профессионально-образовательного пространства развития личности рассматриваются основополагающие принципы и подходы к формированию поликультурных ценностей студентов образовательных организаций высшего образования. Сделан вывод, что перспективным направлением является аксиологически-прогностический подход к развитию профессионально-прогностических качеств и поликультурных ценностей личности в образовании на междисциплинарной основе.
Воуба В.Г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА С.В. РАХМАНИНОВА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ
НРАВСТВЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ
Аннотация. В данной статье рассматриваются методические аспекты изучения творчества С.В. Рахманинова на уроках музыки в общеобразовательной школе в контексте работы по становления нравственных ценностных ориентаций младших подростков. Образовательный процесс строится в соответствии в новыми образовательными стандартами и иными регламентирующими документами, принятыми на территории Российской Федерации. Музыкальное наследие композитора представляет собой богатую платформу для формирования ценностного постижения художественных смыслов произведений и сквозь призму этого постижения – развития собственной нравственной сферы. Создание и проведение в общеобразовательной школе уроков музыки нового типа – первостепенная задача педагогики музыкального образования.
Шумилова Е.Н.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО КОМПОНЕНТА ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Аннотация. Выявляя структурно-логические и содержательные основы исполнительско-просветительской подготовки будущих педагогов-музыкантов, автор обозначает этот процесс как синтез взаимосвязанных между собой мотивационно-ценностной, логико-конструктивной и художественно-практической составляющих. Также учитывается, что целостная образовательная система в виде профессиональной деятельности педагога-музыканта охватывает разнообразные аспекты в их взаимосвязи друг с другом. Исходя из этого, автор формулирует критерии и индикаторы уровня исполнительско-просветительской подготовки в инструментальном классе. На основе разработанной системы специальных заданий исполнительско-просветительской направленности, таких как тренинги, тесты, письменные (сочинение, эссе) и творческие (презентации, ролевые игры, доклады, конкурсы и т.д.) работы, показывается, что эффективность исполнительско-просветительской подготовки будущих педагогов-музыкантов в инструментальном классе сопряжена с организационно-педагогическими, функционально-содержательными и субъективно-личностными условиями, кратко раскрывается содержание этих условий.
РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ
Легконогих А.Н., Смирнова С.Б., Голоснов О.А., Мезинова Г.Н., Рощина М.В.
ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА РОДИТЕЛЕЙ, НА РАННЕЙ СТАДИИ ИХ АДАПТАЦИИ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ
Аннотация. Цель статьи заключается в развитии критериев формирования условий жизнеустройства детей, оставшихся без попечительства родителей, на ранней стадии их адаптации к предлагаемому семейному сообществу. Условия, создаваемые для детей, оставшихся без попечительства родителей, сегодня могут пониматься неоднозначно и суть их заключается в том, чтобы поместить ребенка в семью с устоявшимся бытом, традициями, правилами и культурой взаимодействия. Несомненно, приемная семья – это еще гарантия воспитания, образования ребенка и формирования полноценной личности. Но на ранней стадии адаптации каждого ребенка к предлагаемым и новым для него условиям существования необходимо вырабатывать индивидуальное решение этого процесса и синхронизировать взаимодействие всех участников для того, чтобы пролонгировать постоянный и положительный консенсус семейного сообщества. Научной новизной исследования является использование фокус-групп в исследовании формирования условий первичной адаптации ребенка в приемной семье, с дальнейшей интеграцией полученных результатов в практику педагогической, психологической и социальный работы. Фокус-групп и коллегиальное обсуждение результатов позволили выделить основополагающие признаки формирования первичных условий адаптации в приемной семье детей, оставшихся без попечительства родителей, что осуществлялось на базе Донского государственного технического университета кафедры «Социальная работа» (г. Ростов-на-Дону).
Ослякова И.В., Кудинова Т.В., Рыбакова Е.Е., Каппушева И.Ш.
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Аннотация. Современные специалисты с техническим образованием нуждаются в новых методах обучения иностранным языкам, способствующим формированию у них необходимого уровня профессиональной и межкультурной компетентности. Основными препятствиями для этого выступают недостаточное количество часов на изучение иностранного языка в сфере профессиональной деятельности, отсутствие или нехватка знаний по социокультурному компоненту иноязычной среды и невозможность активного использования речевого поведения. В статье проводится анализ существующих проблем относительно методов формирования межкультурной компетентности студентов технических вузов.
Плахута О.Г.
АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПЫТА ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ
Аннотация. В статье проведен краткий анализ ключевых составляющих опыта отечественной системы жизнеустройства детей-сирот с учетом временного аспекта. Подчеркивается, что проблема жизнеустройства детей-сирот имеет вековую историю. Кратко описываются подходы к вопросам заботы о детях-сиротах в разных странах мира. Особое внимание уделяется различиям в подходах к проблеме жизнеустройства детей-сирот в России и за рубежом, а также указываются имеющиеся сходства. Подчеркивается, что на сегодняшний день в России многие современные направления, практикуемые на Западе, остаются на заднем плане. Вместе с тем, Россия имеет богатую научно-практическую базу для организации профессиональной подготовки и осуществления деятельности в области профессиональной замещающей семейной заботы. Отмечается, что современная мировая система жизнеустройства детей-сирот развивается на основе имеющихся научных данных и законов, защищающих права и законные интересы детей, гармонично сочетающихся с менталитетом каждого отдельно взятого государства. Вместе с тем, основным постулатом для профессионалов, работающих в системе жизнеустройства детей-сирот, является четкое убеждение в том, что у каждого ребенка должна быть своя семья. Предлагается инновационный подход к решению данной проблемы на основе обобщения имеющейся научной базы и практического опыта для рассмотрения данной проблемы с позиции профессиологического подхода с элементами компетентностного.
Пронина Н.Р., Разина Т.В.
МЕТАКОГНИТИВНЕ ТЕХНОЛОГИИ СОВЛАДАНИЯ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СТРЕССОМ КАК ОСНОВА ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НАУЧНЫХ СОТРУДНИКОВ
Аннотация. Научная деятельность в последние годы становится все более стрессогенной. Одной из типичных ситуаций, способных вызвать длительный пролонгированный стресс в научной деятельности является защита диссертации. Цель данной работы – представить технологии психологического сопровождения научной деятельности, позволяющие дать научному сотруднику психологический инструмент, с помощью которого он приобретет возможность противостоять профессиональномустрессу. Можно выделить два пути работы по предотвращению стресса в профессиональной деятельности организационный и индивидуальный, сочетание которых дает максимальные результаты. Как показали наши эмпирические исследования фактором, препятствующим развитию профессионального стресса в научной деятельности, является целостная, интегрированная, но при этом лабильная система мотивации научной деятельности. Предложенная нами технология – это самостоятельная работа научного сотрудника с собственной системой мотивов. В основе такой работы лежат принципы и стратегии метакогнитивного управления собственной психикой. Описаны три этапа формирования способности метакогнитивного управления системой собственных мотивов научной деятельности в контексте преодоления профессионального стресса у научных сотрудников. Подчеркивается, что наибольший эффект дает лишь совместное использование организационных и индивидуальных методов работы, направленных на предотвращение деструктивных последствий профессионального стресса в научной деятельности.
Рыльский А.В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПАЦИЕНТОВ, СТРАДАЮЩИХ ОСТЕОХОНДРОЗОМ
Аннотация. Остеохондроз является одной из важнейших медико-социальных проблем, поскольку оказывает серьезное влияние как на физическое, так и на психологическое состояние пациента. Целью исследования стало изучение личностных характеристик пациентов, перенесших остеохондроз, в зависимости от половой принадлежности. В лаборатории биологической обратной связи обследованы 638 пациента. Мужчин было – 85 чел. (13,3%), женщин – 553 чел. (86,7%). Средний возраст пациентов составил – 56,3±2,2 лет. У мужчин – 55,9±2,3 лет, у женщин -57,0±2,2 лет (р=0,124). Для определения психологических характеристик использовался стандартизированный многофакторный метод исследования личности. Таким образом, нами отмечено, что при наличии остеохондроза пациентам становятся присущи различные личностные особенности, которые зависят и от пола пациента. Для женщин с данным диагнозом свойственна демонстративность, тревожность, проявления мужских черт. Таким образом, наличие остеохондроза накладывает отпечаток на личностные характеристики пациентов, что необходимо учитывать при проведении комплексном терапевтическом подходе.
Фордмен В.А.
ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ВЫНУЖДЕННОЙ СМЕНЫ РАБОТЫ
Аннотация. Переживание вынужденной смены работы всегда ведет к определенным последствиям в виде и изменения личностных качеств, и активации внутренних ресурсов личности. Вынужденная смена профессии — это всегда неблагоприятное изменение социальной жизни человека. В зависимости от стиля реагирования на негативную ситуацию вынужденной смены работы и наличия, либо отсутствия социальной, иной поддержки, человек преодолевает трудности с минимальными для себя потерями. Также, в зависимости от пола и возраста человека ситуация вынужденной смены работы переживается по-разному. Изменения социального статуса, появление ответственности за свою собственную семью, возрастные кризисы и прочие изменения жизни личности приводят к стрессовым состояниям. Предметом исследования являются половозрастные особенности переживания вынужденной смены работы. Существует острая необходимость в дополнительных исследованиях по проблеме половозрастных особенностей переживания вынужденной смены работы. Мужчины и женщины разных возрастов все чаще сталкиваются с тем, что им необходимо приспосабливаться к новым условиям их профессиональной жизни. В качестве методов исследования были использованы обзор теоретических трудов отечественных и зарубежных ученых, а также эмпирическое исследование по тесту С. Хобфолла «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций». Проведенное исследование дополнит уже имеющуюся базу трудов по проблематике смены работы как кризисного события жизни людей. Очевидно, что есть значимые различия между мужчинами и женщинами, для женщин куда более важно иметь социальную поддержку в трудные моменты, чем мужчинам, которые более склонны в трудные жизненные моменты к агрессивным действиям. Мужчины проявляют более осторожные и взвешенные действия в сравнении с женщинами. Очевидно, что женщины и мужчины могут иметь разные приоритеты в жизни, для одних важна карьера и постоянный профессиональный рост, для других важна семья, рождение наследников и их воспитание.
Хорс М.А.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Аннотация. В связи с отсутствием методологии и разработанной на ее основе системы социально-психологической реабилитации лиц с аддиктивным поведением требуется научное осмысление и обоснование содержания и компонентов системы, обеспечивающей психическое здоровье личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Цель исследования: научное обоснование концептуальных положений системы социально-психологической реабилитации и на этой основе разработка модели реабилитации лиц с аддикциями непатологического характера. Основными методами исследования явились теоретический анализ исследований, анализ документов, научное моделирование, позволившее представить описательную модель системы социально-психологической реабилитации. Определены методологические подходы (субъектный, деятельностный, системный), факторы, содержательные характеристики методического, кадрового, организационного обеспечения системы, уровни, предмет, цели, результирующие показатели функционирования системы социально-психологической реабилитации аддиктов. Определены функции системы: поддержание психического здоровья, оптимизация психологических ресурсов личности, нейтрализация воздействий психических состояний, угрожающих реабилитационному процессу, упорядочивание процессов коммуникации. Научная новизна исследования заключается в определении концептуальных основ системы социально-психологической реабилитации лиц с аддикциями непатологического характера как совокупности взаимосвязанных действий субъектов процесса по восстановлению коммуникативных связей, социально-психологических функций личности.
Шашкова И.А.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА
Аннотация. В представленной статье освещаются психологические особенности профессионального взаимодействия участников уголовного процесса и описано проведенное автором экспериментальное исследование. Рассмотрена проблема профессионального взаимодействия с позиций юридической психологии, психологии труда и социальной психологии. Автор наглядно отразил основные стадии профессионального взаимодействия в уголовном процессе. Изучены психологические аспекты стадий уголовного процесса и их особенности. Проанализированы используемые психологические механизмы профессионального взаимодействия групп с различным статусом (дознавателей и потерпевших) при расследовании преступлений. На основе эмпирического исследования выявлены основные психологические критерии, позволяющие дознавателям оптимально взаимодействовать со всеми участниками уголовного процесса, в т.ч. при выполнении профессиональных задач в составе следственно-оперативной группы. Представлен сравнительный анализ психологических механизмов профессионального взаимодействия дознавателей и специалистов-криминалистов – профессиональных групп уголовного процесса с одинаковым номинальным статусом.
Кудинов С.И., Хайрова З.Р.
ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ОДАРЕННОСТИ
Аннотация. Проблема психолого-педагогического сопровождения одаренных детей и подростков напрямую связана с условиями и требованиями современного мира. Возрастает спрос на молодых людей с высоким интеллектом и творческими способностями. В представленной статье предпринята попытка исследовать индивидуально-типологические особенности подростков с различными видами одаренности. В результате проведенного сравнительного анализа средних групповых значений, с помощью t-критерия Стьюдента, выявлены значимые различия индивидуально-типологических особенностей, у исследуемых подростков с разными видами одаренности, подтверждающие их статистическую дифференциацию.
Майстренко Е.В.
ГРУППА ЛОГОАНАЛИЗА КАК МЕТОД ДЛЯ САМОПОЗНАНИЯ, ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются особенности логотерапии и логоанализа, разработанные В. Франклом и Д. Крамбо. Описывается опыт проведения групп логоанализа с обучающимися разных направлений подготовки. Обобщаются наблюдаемые результаты проведения групп. Большинство участников констатировали возникновение нового понимания себя, переосмысление своих собственных поступков и отношений на основе проведенной «инвентаризации» прожитого периода жизни. Многие участники группы выделили тот факт, что стали больше ощущать свою ответственность в построении отношений с другими людьми и отметили, что их отношения качественно стали меняться. Возникшая или утвердившаяся уверенность участников групп в собственных силах, принятие ими авторства своей жизни убеждают в необходимости проведения подобных групп с молодежью. Такие группы необходимы для актуализации потребности каждого участника строить своё бытие через нахождение собственных смыслов во всех сферах жизни. В статье акцентируется внимание на том, что группы логоанализа являются эффективными для усиления желания участников заниматься самопознанием, поиском значимых для себя ориентиров в жизни.
Концевенко Я.Н., Козиков Д.Д.
ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ПОДРОСТКОВ, КАК ИНДИКАТОР ИХ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация. Статья посвящена анализу предпочитаемых подростками ценностей, которые определяют их повседневное поведение. В работе проведен обзор актуальных проблем исследований ценностно-смысловых позиций подростков и современных тенденций их выбора. Проведен анализ публикаций в России и за рубежом, которые показывают интересы молодежи в соответствии с основными векторами глобализации мировых отношений и стремительной информатизацией общества. Вместе с тем исследователи не связывают ценностные установки подростков с их будущим существованием в мире с ухудшающимися экологическими условиями. В настоящее время школьное образование, средства массовой информации, научные публикации самое серьезное внимание уделяют экологическому образованию школьников, заставляя их не оставаться равнодушными к экологии их мира. Исследование посвящено анализу ценностей и формируемое на их основе поведение, обеспечивающее эффективное продвижение в социальном сообществе современных требований к обеспечению экологической безопасности для сохранения природы. В исследовании участвовало 446 подростков, 187 мужского и 279 женского пола. Диагностировалась их личностная типология в рамках представлений Кейрси о социальных темпераментах и сфера ценностных ориентаций. Результаты по всей выборке испытуемых показали отчетливые предпочтения обучающимися ситуативных, иррациональных форм поведения, в которых не в первую очередь просматриваются социальные границы и правила. Это свидетельствует о нечетком проявлении у школьников стремления к социальному объединению в интересах достижения экологических требований современного мира. Вместе с тем показано, что 2 из 4-х социальных темпераментов, сформировавшиеся у подростков, наиболее актуальны для продвижения экологических принципов развития мира. Также выявлены ценностные установки подростков, характеризующие их экологическую культуру.