РАЗДЕЛ I. НАША ПАМЯТЬ – БЕССМЕРТНА!
Бочарников И.В.
КНЯЗЬ ПОТЁМКИН ГРИГОРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ. У НЕГО БЫЛА СМЕЛОСТЬ В СЕРДЦЕ, СМЕЛОСТЬ В УМЕ, СМЕЛОСТЬ В ДУШЕ
Аннотация. В статье описываются наиболее значимые свершения князя Г.А. Потемкина – выдающегося государственного деятеля России второй половины XVIII века. В качестве ближайшего соратника Екатерины II Г.А. Потемкин участвовал во всех наиболее значимых событиях внешней и внутренней политики России. В полной мере талант Г.А. Потемкина, как государственного деятеля, раскрылся в процессе становления и развития бескрайних просторов «Дикого поля», использовавшихся для набегов на южные рубежи Российского государства в один из наиболее развитых в политическом и социально-экономическом отношении регионов России. При его непосредственном участии основаны десятки городов этого региона, получившего название Новороссия. Именно ему принадлежала идея присоединения Крыма России и утверждения его в качестве военно-стратегического рубежа России. Князь Г.А. Потемкин являлся автором ряда прогрессивных реформ, а также перспективных проектов, способствовавших становлению России в качестве ведущего государства мирового сообщества того времени.
Шевырев А.П.
РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ В.В. ЛАПИНА «БРОНЕНОСЕЦ “РУСАЛКА”: КОРАБЛЬ. ЭКИПАЖ. ФЛОТ. ТРАГЕДИЯ. ПАМЯТНИК» (СПБ.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ЕВРОПЕЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ, 2018)
Аннотация. В рецензии представляется анализ книги В.В. Лапина «Броненосец “Русалка”: Корабль. Экипаж. Флот. Трагедия. Памятник» (СПб., 2018), которая по своему жанру является научно-популярным изданием, но при этом содержит результаты серьезной аналитической работы на фоне полотна, написанного крупными мазками и предназначенного для широкого читателя. Работа включает в себя несколько сюжетов, связанных с историей гибели броненосца «Русалка» в сентябре 1893 г. при переходе из Ревеля в Гельсингфорс, но при этом фокусом всей книги является не сама трагедия, а память о ней, воплощенная в памятнике, сооруженном в Ревеле в 1902 г. В книге прослеживается, как история самого корабля, особенности службы во флоте и на низкобортных мониторах, в частности, место Ревеля в морской стратегии России, так и обстоятельства трагедии, которые определяли и появление памятника, и его дальнейшую судьбу. В результате получилась книга, которая интересна широкому читателю доходчивым описанием истории флота, кораблей, их экипажей и увлекательным повествованием о трагедии в Финском заливе, а также профессиональным историкам, сопричастным исследованиям об исторической памяти.
РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Рыжов Б.Н., Тарасова А.А.
СИСТЕМНО-ПСИХОЛОГИЧЕКАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Ф.О. ШЕХТЕЛЯ
Аннотация. Статья посвящена системно-психологической интерпретации жизни и творческой судьбы знаменитого архитектора русского модерна Федора Осиповича Шехтеля. Методологической базой исследования является теория системной психологии и построенная на ее основе системная периодизация развития человека. С этих позиций дается оценка детства и юности архитектора; начала его творческого пути; а также достижению творческих высот в период взрослости. Будущий архитектор Фёдор (Франц-Альберт) Осипович Шехтель родился в 1859 г. в Петербурге. К периоду его юности относятся первые самостоятельные проекты, выполненные в 1882-1884 годах. Вступив в пору молодости (24-36 лет) начинающий архитектор вступает в брак, в семье рождается четверо детей. В эти же годы Шехтель выполняет свою первую большую работу — усадьбу Морозовой, вызвавший восхищение публики. Переступив порог взрослости (37-48 лет), Шехтель приступает к возведению особняка Рябушинского, признанного в наши дни одним из лучших образцов архитектуры модерна. В этот же период он создает свои лучшие проекты, выражающие все разновидности стиля модерн (неорусский стиль, интернациональный и старый модерн), получил известность и признание не только в России, но и за рубежом. В следующий за тем период среднего возраста (49-60 лет) в творчестве архитектора опять оживают ретроспективные стилистические тенденции, свидетельствующие не только об изменении вкусов общества, но и обусловленные психологическими особенностями кризиса середины жизни и возвратом к идеалам молодости. Первая мировая война и революция в России рушат профессиональные и личные планы выдающегося архитектора. Он умирает в Москве в 1926 году, в нищете и забвении. Посмертная слава придет к Шехтелю лишь в конце ХХ века.
Лысаков Н.Д.
ОПЫТ ПОДГОТОВКИ КОМАНДНЫХ КАДРОВ В ВОЕННО-ВОЗДУШНОЙ АКАДЕМИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Аннотация. В статье анализируется опыт подготовки высококвалифицированных специалистов в Военно-воздушной академии командного и штурманского состава ВВС Красной армии в годы Великой Отечественной войны, а также приводится краткий обзор исследований различных аспектов совершенствования профессиональной подготовки кадров для современной военной авиации. В результате исследования формулируется вывод о том, что наличие четких стратегических планов, квалифицированного преподавательского состава, устойчивой профессиональной направленности слушателей, современной авиационной техники и организация обучения без отрыва от летной практики обеспечивают эффективный образовательный процесс. Данные факторы являются по-прежнему актуальными на современном этапе развития военно-авиационной школы с учетом темпов технического прогресса в аэрокосмической сфере и нестабильности международной обстановки.
РАЗДЕЛ III. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ
СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Моисеев В.В., Комарова О.А., Пастух Т.А.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ
Аннотация. В настоящее время мировыми лидерами в социально-экономическом развитии стали страны, которые научились лучше других формировать и использовать человеческий капитал, знания, умения, компетенции людей, их способности к дальнейшему обучению и применению и применению цифровых технологий в инновационной экономике. Экономики развитых стран все больше опираются на человеческий капитал как фактор роста и огромный ресурс цифровизации социально-экономического развития страны. Это хорошо видно на примере таких государств, как Япония, Южная Корея, Германия, которые значительно опережают Российскую Федерацию в этой сфере. Так, Южная Корея с численностью населения в 53 млн человек и территорией в два раза меньше площади нашей Камчатки, по номинальному ВВП за 2018 год опережала огромную Россию с ее несметными природными ресурсами. А такая страна, как Сингапур, превосходит Российскую Федерацию в несколько раз по ВВП на душу населения. Поэтому модернизация человеческого капитала российской политической элиты в Российской Федерации становится сегодня приоритетным направлением в государственной экономической и социальной политике, одним из важнейших направлений по достижению стратегических целей и задач, определенных в майском (2018 г.) Указе Президента Российской Федерации и его послании Федеральному Собранию. Президент России В. Путин в послании 2020 г. высказал ряд критических замечаний в адрес российской элиты. Результатом критики стала отставка правительства Д. Медведева, которое не в состоянии было решить многие актуальные проблему, в том числе по формированию и использованию человеческого капитала страны в интересах ускоренного социально-экономического развития. Статья посвящена анализу человеческого капитала российской элиты и его влияние на социально-экономическое развитие нашей страны.
Калаков Н.И.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ – СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВЕКТОР ПРОГНОСТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ С ЦЕЛЬЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы научного обоснования национальной идеи: рассмотрены отдельные аспекты определения стратегического вектора прогностического развития общества на основе конституции РФ в государственной системе в целях обеспечения безопасности страны в мировом пространстве; обозначены многофункциональные государственные цели, задачи и вектор развития общества в условиях сложной международной обстановки; уточнено и конкретизировано понятия национальные идеи современной России; обозначены цивилизованно-интегрированные капиталистические и социалистические идеи и смысл жизненные универсальные ценности и установки личности; выделены понятие, общие характеристики, критерии и показатели развития общества.
Айгюн Паша гызы Алиева
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ОБРАЗА АННЫ КАРЕНИНОЙ В ОДНОИМЕННОМ РОМАНЕ Л.Н. ТОЛСТОГО)
Аннотация. Цель работы заключается в обобщении опыта преподавания общей психологии в Бакинском славянском университете с использованием материала русской классической литературы. Традиционный характер приняло обращение к творчеству Л. Н. Толстого, неизменный интерес в студенческой аудитории вызывает роман «Анна Каренина». Образ главной героини, как правило, анализируется в двух аспектах. Основные черты, обеспечивающие неповторимость психологического облика Анны, выявляются в процессе сопоставительного анализа с психологией других женских образов. Одновременно проводится сопоставление со стандартными образами современной азербайджанской женщины. Определяется социальная характеристика и ведущие тенденции эволюции азербайджанских женщин в новом, постсоветском обществе. Новизна работы заключается в том, что, несмотря на многолетний опыт изучения романа «Анна Каренина» в психоаналитическом аспекте, а также обращения к образам романа на занятиях по общей психологии в Бакинском славянском университете, не проводилось обобщающих аналитических работ. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что материал научной статьи обогатит психологическую науку о бессознательном поведении человека, внесет ясность в проблему использования бессознательного психического в произведениях художественной литературы. Практическая ценность исследования состоит в том, что его материалы и результаты могут быть использованы в будущих работах по психоанализу художественной литературы.
Байбородова Э.Ю.
ДОВЕРИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Аннотация. В работе поднимается актуальность изучения особенностей взаимодействия обучающихся, основанном на доверии. Приводятся результаты исследования, посвященные изучению особенности проявления доверия в поликультурном образовательном пространстве. В исследовании приняли участие обучающиеся 4-8 классов, одной из школ Московской области в возрасте от 9 до 15 лет. С помощью 5 методик выявлена взаимосвязь социометрического статуса, личностных особенностей, самооценки и доверительного статуса с доверием. Выявлено, что чем выше один из видов доверия (доверие к миру, доверие к другим, доверие к себе, доверие в целом), тем выше все остальные виды доверия (доверие к миру, доверие к другим, доверие к себе, доверие в целом). Имеются значимые различия по переменной «доверие к миру» между 3 группами (местные русские, русскоязычные мигранты, этнические мигранты). Доверие к миру выше у местных детей русских, и ниже у детей мигрантов других этнических групп. Исследование имеет не только теоретическую, но и практическую значимость. Результаты исследования позволят создать систему работы в классных коллективах, состоящих из местных детей и детей-мигрантов.
Баранчук Н. А., Гусеница Я. Н.
МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ СТЕПЕНИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Аннотация. В работе авторами представлена методика оценивания степени сформированности компетенций военных специалистов, которая базируется на построении функций принадлежности оценок, полученных по результатам промежуточной аттестации обучающегося по двух и четырехбалльной системам оценивания, а также нечетко-стохастических графов формирования компетенций. Авторами доказана эффективность данной методики на основе вычислений степени сформированности компетенций, используя матричный метод оценивания качества сложных систем, отличительной особенностью которого представляется получение искомого результата операциями нечетких множеств вместо арифметических.
Борисова Е.В.
РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ЦИФРОВОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы, затрагивающие изменение места преподавателя высшей школы в среде цифрового взаимодействия в учебно-воспитательном процессе. Отмечено отсутствие системных исследований в области теории и практики профессиональной деятельности в условиях цифровой системы образования. Приведен перечень актуализированных компетенций для преподавательских кадров, работающих в среде цифрового обучения. Выделены две группы, таких компетенций: базовые и опциональные. Раскрыта сущность понятия «цифровое обучение». Проанализированы педагогические пути применения методов интерактивного обучения, их трансформация в технологии гибридного обучения, указаны его современные формы. Рассмотрены варианты ролей преподавателя в гибридных формах взаимодействия со студентами в учебно-воспитательном процессе. Показано содержательное наполнение выделенных ролей: генератор и отправитель информационного контента, с функцией корректировщика и рецензента; создатель сообщений, с функцией ведения диалога (полилога): верификатор образовательных траекторий в персонифицированном обучении, с функцией тьютора. Показаны специфические возможности, которые получает преподаватель при создании и реализации цифрового образовательного контента. Рассмотрены основные риски цифрового обучения. Проанализированы специфические риски для преподавателей, обусловленные ведением учебно-воспитательного процесса в цифровом поле. Отмечена особая значимость вопросов развития мотивации педагогических кадров, как в повседневной деятельности, так и в процедурах повышения квалификации и переподготовки.
Иванцов О.В., Субботина С.В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ
Аннотация. Статья посвящена проблеме преемственности дошкольного и начального школьного образования в современных условиях развития образования в аспекте формирования у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности с учетом сенситивных возможностей и «резервов» психического развития в данном возрастном периоде. Начиная непростой путь освоения окружающего мира посредством предметной деятельности, ребёнок учится овладевать основными физическими и психическими навыками и интегрировать их через игровую деятельность, чтобы к началу школьного обучения не только узнавать и понимать явления окружающего мира, но и анализировать, синтезировать и присваивать знания о мире посредством более сложной формы деятельности – учебной. Существенные характеристики учебной деятельности (установка на решение учебной задачи и усвоение академических знаний, овладение основными способами действия, необходимыми для решения задач; изменения психических свойств и поведения обучающегося как субъекта учебной деятельности, происходящие посредством активной формы учения) позволяют говорить о ней как о последовательной работе взрослых и целенаправленных усилий ребенка с самого раннего возраста. На разных этапах развития ребенка мы можем наблюдать, как темпы развития навыков – физических, эмоциональных, психических и др. – отражают становление его личности, однако наиболее ярко эта связь обнаруживается на этапе интенсивного овладения учебной деятельностью. Здесь в полной мере проявляется способность ребенка принять на себя роль «активно действующего субъекта», что в свою очередь, дает импульс развитию таких навыков познавательной активности, как способность к решению задач, в т.ч. учебных, исследование и отработка обобщенных способов действий, накопление знаний, формирование контрольно-оценочной деятельности. преемственные связи между ведущими видами деятельности, а также сам процесс перехода игровой деятельности в учебную, могут рассматриваться с позиций внутренней логики развития личности ребенка, поскольку дошкольник, полностью реализовавший себя в игре, а также имеющий активный опыт высокоорганизованной игры, оказывается гораздо более подготовленным к предстоящей учебной деятельности и к тому, чтобы стать ее активным субъектом. Овладение предпосылками для учебной деятельности позволит ребенку в дальнейшем успешно учиться, решать интеллектуальные и личностные задачи в соответствии с возрастом, а также самостоятельно применять усвоенные знания и реализовывать способы деятельности для решения новых задач.
Коган Е.А.
УСПЕШНЫЙ ЧЕЛОВЕК ГЛАЗАМИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ
Аннотация. Статья посвящена анализу представлений об успехе среди студенческой молодёжи. Приведены результаты исследования, проведенного среди студентов Московского авиационного института (НИУ) методом неоконченных предложений. В рамках опроса 200 респондентов выявлены критерии успешности, образ успешного человека в представлениях студентов – будущих инженеров. В ходе анализа данных, полученных методом неоконченных предложений, было выделено 5 ключевых категорий, которые фигурировали в ответах студентов:«Результаты деятельности успешного человека», «Стратегии поведения», «Личностные качества», «Отношение к другим людям», «Внешний вид». В дальнейшем содержание этих категорий детализировалось. Многие студенты акцентировали внимание на первых двух ключевых категориях. Большинство студентов связывают успех с достижением поставленных целей и удовлетворенностью жизнью, сочетанием профессиональных успехов и благополучной семьи. Данные исследования опровергли гипотезу о том, что успех у молодёжи в первую очередь ассоциируется с материальным заработком и карьерой, так как напрямую эти категории указывались лишь в небольшом количестве работ. По мнению студентов, для достижения поставленных целей успешный человек должен четко планировать свою деятельность, рационально использовать свое время, постоянно самосовершенствоваться, но при этом может совершаться ошибки. Среди личностных качеств, помимо уверенности в себе, целеустремленности, ответственности и пунктуальности, студенты выделили скромность. Часть студентов полагают, что успешный человек должен не только сам добиваться успеха, но и помогать в этом другим. Внешние данные успешного человека упоминались достаточно редко.
Коровина Л.В.
РОЛЬ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ ЭКОНОМИСТОВ-МЕЖДУНАРОДНИКОВ
Аннотация. Данная статья посвящена роли предметно-интегрированного обучения в подготовке экономистов-международников. Этот подход в образовании представляет собой взаимосвязь, взаимовлияние и взаимопроникновение содержания различных учебных дисциплин, что делает его весьма популярным в настоящее время, поскольку позволяет готовить высококвалифицированных специалистов со знанием иностранного языка, компетентных в своей профессиональной деятельности. Цель исследования – показать, что интегрированное обучение повышает эффективность образовательного процесса, поскольку включение разнообразных видов деятельности активизирует обучаемых, повышает их интерес к предмету, усиливает мотивацию к изучению иностранного языка, а использование технологии межпредметных связей позволяет применять знания, полученные в процессе изучения специальных дисциплин, на занятиях иностранного языка, что развивает не только лингвистическую компетенцию, но профессионально значимые компетенции. Работа содержит конкретные приемы и методы применения данного подхода в обучении, включая современные компьютерные технологии, что определяет новизну исследования. В статье делается вывод о том, что интегрированное обучение способствует развитию профессиональных компетенций экономистов-международников, а также повышает качество образования, обеспечивая индивидуальный подход в обучении и усиливая его практическую направленность.
Криштопа А.Н.
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ МЕТАКОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИКИ
Аннотация. Модель развития метакомпетентности в процессе естественнонаучной подготовки будущих бакалавров педагогики разработана на основе проведенных теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы. Модель включает в себя целеустановочный (социальный заказ, цель и задачи изучения дисциплин естественнонаучного цикла), содержательно-ориентировочный (основные направления и содержание деятельности по совершенствованию естественнонаучной подготовки студентов), организационно-технологический (педагогические условия, принципы и технологии преподавания учебных курсов естественнонаучной направленности) и результативно-оценочный (ожидаемые результаты изучения дисциплин естественнонаучного цикла, соотнесенные с уровнем развития у студентов метакомпетентности) компоненты. Создание условий для развития у будущих бакалавров педагогики метакомпетентности осуществляется через решение ряда задач, к которым, прежде всего, относятся: формирование научной картины мира и научного мировоззрения как основы для становления позиции исследователя; формирование критического и системного мышления, развитие мыслительных операций в процессе естественнонаучной подготовки; формирование позитивной мотивации и способов саморегуляции познавательной деятельности; расширение кругозора и эрудиции студентов, развитие их общего интеллекта и свойств мыслительной деятельности. Организационно-технологический компонент модели содержит краткое описание педагогических условий, принципов и технологий развития метакомпетентности в процессе естественнонаучной подготовки будущих бакалавров педагогики гуманитарного профиля. Модель отражает общие теоретические положения совершенствования системы естественнонаучного образования студентов в вузе, включает в себя схематическое описание целей и задач естественнонаучной подготовки, соотнесенные с социальным заказом развития у будущих бакалавров педагогики каждого компонента метакомпетентности, основные направления как отражение содержания естественнонаучной подготовки, педагогические условия, принципы, технологии, методы и приемы обучения дисциплинам естественнонаучного цикла, обеспечивающие решение поставленных задач по развитию у студентов метапредметных способностей как универсальных компетенций, а также характеристику конкретных результатов, то есть критериев и показателей уровня развития метакомпетентности.
Кудинова И.М.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ
Аннотация. В связи с отсутствием методологии и разработанной на ее основе системы оценки лингвистической одаренности обучающихся требуется научное осмысление и обоснование содержания и компонентов системы оценки, обеспечивающей высокий уровень нейтрализации трудных коммуникативных ситуаций. Цель исследования: научное обоснование концептуальных положений оценки лингвистической одаренности обучающихся и на этой основе разработка модели системы оценки лингвистической одаренности личности в образовательном процессе. Основными методами исследования явились теоретический анализ исследований, анализ документов, научное моделирование, позволившее представить описательную модель системы оценки лингвистической обучающихся. Определены методологические подходы (субъектный, деятельностный, системный), факторы, содержательные характеристики методического и организационного обеспечения системы, уровни, предмет, цели, результирующие показатели функционирования системы оценки лингвистической одаренности. Определены функции системы оценки лингвистической одаренности: поддержание высокого уровня развития языковой компетентности, оптимизация личностных ресурсов и лингвистических способностей субъекта, нейтрализация языковых и коммуникативных барьеров, упорядочивание процессов коммуникации, регулирование мотивационно-потребностной сферы. Научная новизна исследования заключается в определении концептуальных основ системы оценки лингвистической одаренности как совокупности взаимосвязанных действий субъекта по определению изменений языковой компетентности учащихся в процессе овладения лексикой и грамматическими конструкциями.
Ослякова И.В., Удалова Н.В., Фролова О.А.
ВЕДУЩИЕ ПРИНЦИПЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ АДАПТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Аннотация. В данной статье определены принципы формирования коммуникативной компетентности у студентов технологического вуза, определены их способы реализации и факторы, обуславливающие их формирование, отражены результаты исследования по овладению профессиональными компетенциями в коммуникативной профессиональной среде. Коммуникативная компетентность рассматривается автором как комплексный навык, формируемый на основе трех принципов: коммуникативного воздействия посредством общения, профессиональной направленной и интегративности. Необходимость формирования коммуникативной компетентности у студентов технических специальностей обусловлена современными требованиями к квалификации специалиста, осуществляющего свою профессиональную деятельность в условиях межкультурного общения. Недостаточное владение иностранным языком, выражающееся в неспособности вступать в межличностную коммуникацию, реализовать коммуникативный замысел и правильно оценивать обратную связь от партнера по общению выступает в качестве коммуникативного барьера и может послужить фактором, препятствующим формированию профессиональной компетентности. В связи с этим обучение специалистов технических профессий должно строиться не только на освоении пассивного и активного словарного запаса, но и формировании у них коммуникативной компетентности, причем не только в условиях профессиональной деятельности.
Сорокина А.В.
ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО
Аннотация. Многие ученые утверждают, что психосоматическое болезни составляют около 80% от всех заболеваний, а если это так, то роль психотерапии и психокоррекции при развитии, на первый взгляд исключительно соматической патологии, значительна и позволяет сократить сроки лечения заболевания, а рациональная психотерапия служит еще и мощным психопрофилактическим фактором на донозоологическом этапе развития болезни.
Валеева Н.Ш., Фахреева Д.Р.
РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ БИОМЕТРИЧЕСКОГО ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается процесс реализации модели формирования компетентности в области биометрического документирования у студентов направления подготовки «Документоведение и архивоведение» с помощью дисциплины «Биометрические документы». Авторами был проведен анализ дисциплин, взаимосвязанных с дисциплиной «Биометрические документы». На основе данного анализа была спроектирована дисциплина «Биометрические документы». Авторы рассматривают процедуру проектирования дисциплины «Биометрические документы», состоящую из последовательных этапов: разработка общей концепции содержания дисциплины, разработка структуры содержания дисциплины, разработка модели оценки результатов обучения. На этапе разработки общей концепции содержания дисциплины осуществляется анализ федерального государственного образовательного стандарта и определение подходов и принципов проектирования дисциплины. На этапе разработки модели структуры содержания дисциплины происходит формирование целей обучения, построения содержания дисциплины и выявление методов обучения. На этапе разработки модели оценки результатов обучения формируются такие методы обучения как тест, деловые игры, ситуационные задачи, ориентационная анкета, опросник. В ходе проектирования дисциплины авторами формируется блочно-модульная структура дисциплины «Биометрические документы», состоящая из следующих блоков: блок обобщения, теоретический блок, блок генерализации, контролирующий блок.
Гузеев М.С., Фасоля А.А.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье систематизированы нормативно-правовые документы, характеризующие необходимость осуществления трансформационных процессов в образовании, которые предусматривают обновление системы знаний и необходимость адаптации педагога образовательной организации к изменениям в межличностном взаимодействии с использованием цифровых технологий. Раскрыто понятие «цифровая среда», «цифровые технологии», «цифровизация». Описаны сущностные характеристики использованных цифровых технологий, что предопределяет создание преподавателем в образовательной электронной среде условия для активной учебной деятельности обучающихся. Обобщены возможности обновления форм межличностного взаимодействия в контекстной среде учебных задач. Выделены критерии отбора цифровых средств и технологий: обеспечение интерактивного информационного взаимодействия в процессе обучения; адаптация к индивидуальным особенностям студентов; возможность синхронного или асинхронного взаимодействия субъектов образовательной деятельности.
Чжао Ваньюэ
СОВРЕМЕННОЕ ДИРИЖЁРСКО-ХОРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КИТАЕ: ПЕРСОНАЛИИ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Аннотация. В статье кратко рассматривается творческая деятельность крупнейших китайских музыкантов в сфере дирижёрско-хорового образования. Фиксируются некоторые спецификации, характерные для этой сферы. Например, статус студенческих хоров, и их руководителей как своеобразных генераторов развития и популяризации хорового искусства. Кроме того, в статье подчёркиваются тесные связи крупнейших деятелей хоровой культуры Китая с российскими учебными заведениями. Автор также очерчивает круг методологических, методических и дидактических проблем, находящихся в центре научного внимания современной педагогики музыкального образования в Китае. В качестве доминирующей тенденции выступает повышение интереса хоровых педагогов-практиков к обобщению собственного педагогического опыта в теоретических исследованиях.
Волкова П.С., У Син
ВЕРБАЛЬНАЯ МУЗЫКА В КОНТЕКСТЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ: К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА
Аннотация. В статье предложено осмысление феномена вербальной музыки, который, по мысли авторов, таит в себе неисчерпаемый методологический потенциал, актуальный в рамках музыкальной педагогики. Аргументируя представленную позицию, авторы фокусируют внимание на познавательной активности мозга как природной способности, призванной обеспечить адаптацию биологического организма к окружающей среде, и смыслообразующей деятельности сознания как сугубо человеческой мыследеятельности. Утверждается, что если познавательная активность инициирует акт говорения, то смыслообразующая деятельность сознания – мыслеречевую деятельность. В числе методов, способствующих актуализации смыслообразующей деятельности сознания, называются метод семиотического перевода (перевод невербального в вербальное и обратно), проблемный метод и метод интертекстуального анализа. Предлагая ряд заданий, которые выполняются посредством обозначенных методов, авторы создают условия для формирования речевой собственности субъекта образования, снимая вопрос о проявляющем себя в акте говорения природном автоматизме. Имеется в виду опыт языкотворчества как гармонизирующего диалога данного и созданного, рационального и иррационального, вербального и невербального, осуществляемый в опоре на эмотивность. Последняя выступает на уровне ценностной категории языкового знака. В качестве примеров вербальной музыки, являющей собой образец творческой саморефлексии художника, авторы обращаются к таким произведениям, как «Струнный квартет» Вирджинии Вульф, «Заводной апельсин» Энтони Берджесса и «Альтист Данилов» Владимира Орлова.
РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ
Алонцева А.И.
ДИНАМИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ СРЕДСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Аннотация. Проблема профессиональной успешности до сих пор остается дискуссионной. Однозначности нет в вопросах характеристик, обуславливающих её, описательных критериев, подходов к оценке. Однако четко прослеживается, мысль, что стержневую роль играют личностные качества. Так же в работе поднимается вопрос о профессионально-важных качествах (ПВК), которые обуславливают профессиональную успешность. Основной областью исследования выступило изучение динамики профессиональной успешности судебных приставов-исполнителей вследствие реализации психологического тренинга, направленного на развитие таких ПВК, как: самоконтроль, инициативность, стрессоустойчивость. Указанные характеристики отобраны в качестве независимых переменных с помощью математических расчетов из большего числа ПВК, которые были сформированы исходя их особенностей профессиональной деятельности судебных приставов-исполнителей. Известно, что их деятельность отличается большой ответственностью и социальной значимостью, так как именно они выступают основным действующим лицом процесса исполнительного производства. Так же их деятельность определяется высокой психической нагрузкой в связи с большой вариативностью и нестандартностью трудовых ситуаций и высокой коммуникативной насыщенностью из-за постоянного взаимодействия с гражданами с целью приведения к исполнению решений суда. В статье представлены эмпирические результаты, позволяющие проанализировать выдвинутую гипотезу. Выявленные результаты показали значимость личностных качеств, для профессиональной успешности приставов-исполнителей.
Грибоедова О.И.
ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕФЛЕКСИВНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПОДРОСТКОВ
Аннотация. В статье описаны результаты эмпирического исследования особенностей рефлексивности подростков с разным уровнем психологического благополучия. Дается сущностная характеристика рефлексивности подростков, определяются основания изучения взаимосвязи рефлексивности и психологического благополучия личности. Анализируются взаимосвязи между уровнем рефлексивности подростков 14-17 лет и выраженностью параметров психологического благополучия, исследуется выраженность разных видов рефлексии в трех уровневых группах – подростков с высоким, средним и низким психологическим благополучием. На основании результатов исследования формулируются выводы относительно наличия взаимосвязи между рефлексивностью подростков и их психологическим благополучием. Оценка взаимосвязей показателя психологического благополучия и оценкой рефлексии выявила значимую корреляцию в уровневой группе низкого психологического благополучия между ретроспективным видом рефлексии и уровнем психологического благополучия подростков. В группе с высоким уровнем психологического благополучия значимой оказалась связь между рефлексивностью настоящей деятельности и уровнем психологического благополучия подростков. Выявлено, что преобладание ретроспективной рефлексивности в сочетании с низкими показателями рефлексивности настоящей деятельности подростков снижает их психологическое благополучие. Полученные результаты отражают наличие связи изучаемых психологических категорий: чем ниже уровень развития рефлексивности подростка, тем ниже его психологическое благополучие. Дополнительным результатом исследования стало обнаружение полярнообратной выраженности структурного компонента психологического благополучия «самопринятие» в группах подростков с высоким и низким уровнем психологического благополучия. Результаты исследования будут полезны для определения путей повышения психологического благополучия подростков в педагогической практике. Перспективы исследования связаны с изучением связи структурных и содержательных особенностей самопознания подростков и их психологического благополучия.
Русецкая Д.В.
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ С НЕГАТИВНЫМИ ПСИХИЧЕСКИМИ СОСТОЯНИЯМИ
Аннотация. Оперативно-служебная деятельность сотрудников органов внутренних дел носит специфический характер и проходит в экстремальных условиях несения службы. Выполнение поставленных профессиональных задач сотрудниками различных подразделений сопряжено с негативными факторами несения службы, что в свою очередь, обусловливает возникновение негативных психических состояний. В этой связи сотрудникам отделов организации психологической работы необходимо обобщать имеющийся научный опыт мировых направлений психологии и разрабатывать психокоррекицонные программы, которые будут направлены на снижение дезорганизующих последствий воздействия негативных психических состояний на личность сотрудника полиции. В статье рассмотрены такие понятия как, психические состояния и негативные психические состояния. Автором предложена и представлена структура программы психологического сопровождения сотрудников с негативными психическими состояниями. Экспериментальным путем доказано положительное влияние проведенной авторской программы на психоэмоциональное состояние сотрудников органов внутренних дел.
Старчикова И.Ю., Шакурова Е.С.
ДУХОВНОСТЬ, ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
Аннотация. Сегодня в мире по данным крупнейшего каталога языков «Ethnologue» насчитывается около 7111 языков. Главная задача современной мировой культуры заключается в преумножении, сохранении и развитии этих языков, культуры их народа и формировании духовного наследия будущих поколений. Авторы предприняли попытку выяснить, имеется ли угроза деградации русского языка и культуры посредством анкетирования студентов Ступинского филиала Московского Авиационного Института (Национальный Исследовательский Университет). Студенческая молодежь является динамичной, живой и развивающейся прослойкой современного общества. Трансформация изменений в их духовном и нравственном восприятии мира отражается в языке. Констатировать подобные изменения позволил сбор данных анкетирования, проведенного в начале января 2020 года. На основе анонимных индивидуальных ответов студентов были выявлены и проанализированы основные тенденции в отношении к ненормативной и сленговой лексике, к засилью англицизмов в языке, чтению как духовному атрибуту и к уровню культуры молодого поколения, под воздействием которой формируется духовная составляющая опрошенных респондентов. В результате были определены особенности ответов студентов и даны рекомендации по формированию мировоззрения обучающихся с использованием духовного компонента образовательного процесса в блоке социально-гуманитарных дисциплин технического вуза.
Талашманова К.А.
К ПРОБЛЕМЕ ПОНИМАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ СУБЪЕКТА
Аннотация. В настоящей статье рассматриваются различные подходы к определению профессиональной надежности субъекта, изложена некоторая предыстория возникновения данного понятия, выявлены различия и взаимосвязь в исследованиях надежности технических и живых систем, описаны исследования профессиональной надежности на примере экстремальных и не экстремальных видов профессий, представлена классификация нарушений профессиональной надежности, а также критерии определения профессиональной надежности. Вместе с тем описаны условия формирования надежности, указаны факторы, влияющие на уровень профессиональной надежности субъекта, разграничено понимание понятий «профессиональная надежность» и «надежность профессиональной деятельности», поставлен вопрос о необходимости построения модели профессиональной надежности. Описаны проведенные ранее исследования, которые раскрывают взаимозависимость профессиональной, личностной и функциональной надежности.
Полякова Т.Н., Санжеева Л.В.
ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОГО МЕТОДА
Аннотация. Музыкальная культура личности представляет собой единство музыкального сознания и музыкальной деятельности и формируется на ранних этапах взросления человека в процессе приобщения к музыкальному искусству. Основой формирования музыкальной культуры выступает развитие музыкального восприятия как потребности в музыке. Природно естественной деятельностью для ребенка в начальной школе является игра, в которой развиваются интеллектуальные и психические функции, необходимые для процесса познания. Игровой метод является инструментом в формировании музыкальной культуры у детей младшего школьного возраста. Музыкальная игра, направленная на развитие музыкального восприятия, способствует расширению сферы музыкальных потребностей, создающих ценностные музыкальные ориентации, музыкальные идеалы, формирующих музыкальную культуру как необходимое условие создания гармонично развитой личности.
Бутузова Е.А.
САМООБЛАДАНИЕ КУРСАНТОВ ВУЗА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В АСПЕКТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ НА ЕГО РАЗВИТИЕ
Аннотация. В статье обоснована необходимость развития самообладания будущих пилотов гражданской авиации и будущих организаторов использования воздушного пространства – диспетчеров. На основании анализа научных источников обоснован и предложен вариант подхода к пониманию самообладания в ракурсе перспективы его развития у курсантов вуза гражданской авиации с учетом экстремальности их будущей профессиональной деятельности. Эмпирически, путем тестирования выявлено, что на начальном этапе обучения в вузе необходимо предусмотреть включение в образовательный процесс элементов педагогического влияния на развитие самообладания курсантов. В ходе теоретического анализа научной литературы выявлено, что способствование развитию самообладания курсантов предпочтительнее начать с развития эмоциональной устойчивости, сопряженной с рефлексивными процессами. Показано, что математическая образовательная среда в силу объемности, многообразия и сложности изучаемого материала благоприятна для возникновения или целенаправленного создания педагогом ситуаций, в которых создаются условия для наработки курсантами опыта проявления эмоциональной устойчивости в осложненных обстоятельствах учебной деятельности.
Воуба В.Г.
УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Аннотация. В данной статье рассматриваются психофизиологические особенности младшего подросткового возраста в процессе формирования нравственных ценностных ориентаций на уроках музыки. Предложен ряд педагогических условий, делающих этот процесс наиболее эффективным.
Черная М.Р., Волкова П.С.
СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ЭСТРАДНЫМ ВОКАЛОМ
Аннотация. Исследование посвящено использованию потенциала разных музыкальных стилей в преодолении сложного эмоционального состояния современных подростков и специфике развития их эмоциональной сферы в процессе обучения эстрадному вокалу. Занятия эстрадным вокалом способствуют эмоциональной стабилизации подростка, устранению повышенного уровня тревожности, повышению их самооценки и самозначимости. На практических занятиях вокалом помимо решения технических и физиологических аспектов исполнительства уделяется пристальное внимание развитию эмоциональной сферы подростка. Вот почему вопросам занятий эстрадным вокалом с точки зрения развития эмоциональной сферы подростков уделяется такое пристальное внимание.
Аврамкова И.С., Слонимская Р.Н.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКИ
Аннотация. Не вызывает сомнений необходимость исследования условий и методов всестороннего, в том числе музыкально-творческого, развития детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях общего и дополнительного образования с целью их адаптации и социализации, а также формирования полноценной личности школьников, способной и готовой к плодотворной учебной и профессиональной деятельности в будущем. Проблема совершенствования методов обучения музыке детей с ОВЗ актуальна в наши дни в связи с активной деятельностью государства, направленной на всестороннюю поддержку детей и взрослых с инвалидностью. В статье анализируются методы обучения музыке детей с ОВЗ, разработанные российскими и зарубежными педагогами-музыкантами.
Михайлова О.Б., Коба Д.С.
РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ КАК ОСНОВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЧАСТНОЙ ОХРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. Статья посвящена исследованию конкурентоспособности и профессиональной мотивации сотрудников частных охранных организаций. В содержании изложена специфика деятельности организаций данного профиля. Произведена оценка ситуации, которая сложилась сейчас в секторе гражданской безопасности и деятельности частных охранных организаций. Представлен анализ основных научных работ, посвящённых исследованию деятельности частных охранных предприятий в юриспруденции, экономике и психологии. Особое внимание было уделено диссертационным исследованиям, рассматривающим психологические составляющие профессиональной деятельности сотрудников данных предприятий. Выявлено, что проблемы развитие мотивов профессиональной деятельности сотрудников современных организаций данного профиля изучены крайне слабо, что не способствует эффективности и конкурентоспособности деятельности организации в целом.
В основной части статьи были проведен теоретический анализ структуры и основных характеристик мотивации профессиональной деятельности на основании психологических исследований. Описаны характерные социально-демографических характеристик личного состава сотрудников данных предприятий. Выявлены специфические особенности и основные профессионально-организационные проблемы профессиональной деятельности. Обоснованы доминирующие группы мотивов: социально-ориентированного характера, индивидуально-ориентированного характера имотивы самоактуализации, самовыражения, самореализации. На основании данного анализа были сделаны выводы о состоянии уровня мотивации в трудовой деятельности сотрудников и сформулированы рекомендации по стимулированию уровня мотивации в профессиональной деятельности сотрудников в зависимости от их социально-демографического статуса в организации.