РАЗДЕЛ I. Исторические аспекты развития человеческого капитала
Бочарников И.В.
ЗАРОЖДЕНИЕ НОВОРОССИИ И ЕЕ РОЛЬ В ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ XVIII ВЕКА
Аннотация. В статье рассматриваются основные этапы освоения причерноморско-приазовского региона – обширных степных пространств, находившихся на стыке владений России, Польши и Турции, а также вассального ей Крымского ханства, так называемого «Дикого поля». Территория региона длительное время использовалась для набегов на южнорусские и польские территории. Это предопределило необходимость обеспечения защиты и безопасности приграничных территорий. Особое значение в этом плане имело инициированное Петром I привлечение в регион сербских граничар, а также представителей других славянских народов для противодействия турецким нашествиям и крымско-татарским набегам и обеспечения защиты приграничных территорий России. В результате были созданы военные поселения выходцев с Балканского полуострова в рамках Славяно-сербской автономии, основным предназначением которых являлось участие наряду с регулярными российскими воинскими формированиями и казачество в защите приграничных территорий. После победы России в русско-турецкой войне 1768-1774 годов были созданы условия для социально-экономического развития региона. С этой целью привлечение в регион колонистов обрело экономический аспект. В этот же период происходит становление Новороссии как отдельного региона России. Особое значение в становлении и развитии обрела деятельность Г.А. Потемкина. Главным направлением его деятельности было обустройство Новороссии, заключавшееся в закладке городов, строительстве флота, разведении садов и виноградников, учреждение школ и др. — все это свидетельствовало о возрастании военно-политического и социально-экономического значения края. Результатом этой политики стало превращение Дикого поля в процветающую Новороссию ‒ один из наиболее развитых в социально-экономическом и культурном отношении регионов Российской империи.
Ключевые слова. Россия, Новороссийский край, Дикое поле, приграничные территории, русско-турецкие войны, колонизация, переселение, Екатерина II, Г.А. Потемкин, вхождение Крыма в состав России.
Грекова Л.В., Саватеев А.Д.
ПИТИРИМ СОРОКИН: ИССЛЕДОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Аннотация. В статье рассматриваются взгляды выдающегося американского социолога и культуролога российского происхождения Питирима Александровича Сорокина на российскую цивилизацию, анализируется его вклад в становление цивилизационной методологии, в первую очередь на основе исследования изменений в социокультурной области. Особо отмечается предложенная им идея о фундаментальной роли духовно-религиозных и интуитивных элементов в создании любой цивилизации и поддержании ее основ. Наряду с ними свою роль играет рациональное – научное начало, которое помогает выстроить цивилизационное здание в соответствии с материальными, правовыми, политическими требованиями жизни общества. Значительное внимание уделено отношению П.А. Сорокина к русской революции 1917 г., которой он дает однозначно негативную оценку. Авторы соглашаются с ученым в его выводах относительно краткосрочных результатов революционных событий, но выступают против их абсолютизации. В статье анализируется и концепция конвергенции двух социально-политических систем, предложенная в 1960-х годах П.А. Сорокиным в качестве модели, позволяющей примирить противостоящие системы, усовершенствовать социально-политическое и общественное устройство мира. Эта, не ставшая реальностью идея, по существу, является молчаливым признанием автором ошибочности его односторонней оценки русской революции. Авторы считают фундаментальным вклад российско-американского ученого в обоснование типов культуры, их воздействие на динамику социальных изменений и практически всех сфер духовной жизни (включая музыку и художественное творчество) и гуманитарной мысли в истории общества. Концептуально глубоко обоснованный, масштабный и детальный анализ трансформации общественных и культурных отношений, практически не имеющий аналогов в истории мировой гуманитарной науки, дает возможность современным исследователям для теоретических заключений в области истории, современных тенденций и прогнозов развития мировых и локальных цивилизаций.
Ключевые слова. Цивилизация как понятие, российская цивилизация, типы культуры в истории обществ, интегральная истина, интегральный тип общества, русская революция и ее воздействие на судьбу российской цивилизации в оценках П.А. Сорокина, идея конвергенции в концепции П.А. Сорокина, интуиция и религия в истории цивилизаций.
Горюшкина Л.П.
Воеводские назначения в правление Ивана IV по материалам «Государева разряда»: выбор дней
Аннотация. Разрядные книги широко введены в научный оборот, однако содержащаяся в них хронологическая информация пока не привлекла пристального внимания исследователей. В статье на материале разрядной книги 1475-1598 гг., относимой исследователями к «Государевым разрядам», анализируются точные даты воеводских назначений. Автор указывает на далеко не безупречную фиксацию составителями разрядов точных дат, что объясняет важностью разрядных записей в первую очередь как источника сведений о факте назначений и статусе назначаемых. Однако привлекаемый материал все же демонстрирует стремление властей приурочить назначение к крупным церковным праздникам и памятям широко почитаемых святых. Данная практика отражает ситуацию, когда христианизация общества достигла той степени, а православный календарь настолько вошел в быт, что церковные праздники начали восприниматься не только как торжественные, праздничные дни, но и как некие временные ориентиры.
Ключевые слова. История России, правление Ивана IV, темпоральная культура, точные даты, воеводские назначения.
Прилуцкая А.Б.
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ОТСТАВНЫХ МИНИСТРОВ И ИХ ПРЕЕМНИКОВ В НАЧАЛЕ ПРАВЛЕНИЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III (ВЕЛ. КН. КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ, Д.А. МИЛЮТИН, М.Т. ЛОРИС-МЕЛИКОВ)
Аннотация. В статье рассматриваются особенности взаимоотношений трех крупных политических деятелей, покинувших свои посты в результате «министерского кризиса» весны 1881 г. – великого князя Константина Николаевича, Д.А. Милютина и М.Т. Лорис-Меликова – с их преемниками по ведомствам. На основе источников личного происхождения анализируются ситуации, когда отставные министры так или иначе контактировали со «своими» ведомствами. Давняя дружба Лорис-Меликова с его преемником на посту министра внутренних дел Н.П. Игнатьевым обусловила их дружеское общение. Находящие в более непростых отношениях со своими преемниками Константин Николаевич и Милютин больше общались со своими коллегами более низкого ранга, однако их авторитет в профессиональной среде и традиция чтения отрывков из писем широкому кругу лиц давала им возможность донести свои мысли и впечатления о происходящем в столице до руководителей ведомств. Понимание того, как выстраивалось общение отставных министров с руководством «их» министерств, как они реагировали на официальные и неофициальные обращения к ним, как использовали свое отставное положение, дает материал для ответа на вопрос о том, насколько сильным была заинтересованность этих деятелей в продолжении политической деятельности после отставки.
Ключевые слова: Российская империя, бюрократия, отставные сановники, «министерский кризис» 1881 г., переписка, великий князь Константин Николаевич, Д.А. Милютин, М.Т. Лорис-Меликов.
Агакишиев И.А.
РОЛЬ И МЕСТО ТРУБОПРОВОДА БАКУ – СУПСА В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА
Аннотация. Динамика экономико-политических процессов в Евразии актуализирует проблему доставки энергоносителей из стран, богатых энергоресурсами, таких как Россия, Иран и Азербайджан. Особую роль в этом процессе играет трубопровод для транспортировки каспийской нефти от терминала Сангачал близ Баку на Каспии до грузинского порта Супса, расположенного на берегу Черного моря, открытие которого состоялось еще в апреле 1999 года.
Ключевые слова: Баку-Супса, Баку-Новороссийск, АМОК, ГНКАР, нефть, транспортировка нефти.
РАЗДЕЛ II. Психолого-педагогические основания комплексного познания современного человека и общества
Жукова Г.С.
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДИК И ПАРАДИГМ
Аннотация. Обсуждается роль профессионально прикладной математической подготовки будущего экономиста в современном информационном обществе при быстро меняющихся условиях. Проведен сравнительный анализ образовательных программ направления подготовки 38.03.01 «Экономика» (уровень бакалавриата) в различных российских вузах. Систематизировано наполнение математической подготовки, ее трудоемкость, объем аудиторной и самостоятельной работы. Дано сравнение названий, формы отчетности, последовательности изучения, формируемых компетенций, содержания дисциплин математического блока. За основу взяты учебные планы и рабочие программы математических дисциплин 2014-2018 годов, размещенные на официальных сайтах организаций. Изучены более 50 образовательных организаций высшего образования разных форм собственности, категорий, профилей, занимающих заметные места в рейтинге востребованности вузов России. Анализируются выявленные особенности учебных планов и рабочих программах дисциплин, составляющих профессионально-прикладную математическую подготовку будущих экономистов, а также возможные последствия этих расхождений.
Ключевые слова: образовательная программа 38.03.01 «Экономика», учебные планы, блок математических дисциплин, профессионально-прикладная математическая компетентность обучающихся.
Винокурова О.С.
ВЛИЯНИЕ НОВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ НА РЫНКЕ ТРУДА НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Аннотация. В статье рассмотрены современные тенденции на рынке труда, определяющие требования работодателей к потенциальным соискателям, среди которых выделены вынужденный переход работников из производственного сектора в сектор услуг, рост спроса на высококвалифицированную и сокращение спроса на низкоквалифицированную рабочую силу, увеличение горизонтального и вертикального разрывов между квалификацией, требуемой работодателями, и предлагаемой соискателями. Автор делает вывод о зависимости экономического развития страны и уровня квалификации участников рынка труда и, изучая влияние автоматизации, компьютеризации и роботизации на ключевые компетенции студентов, обосновывает необходимость выработки новых подходов к образовательному процессу для обеспечения профессиональной привлекательности выпускников ВУЗов. Автор формулирует зависимость результативности высшего образования от совокупности факторов и выделяет качество образования как центральный фактор, способствующий значительному развитию социально значимых и профессиональных компетенций и, как следствие, росту конкурентоспособности студента. Автором предложены и обоснованы три направления для совершенствования образовательного процесса с учетом современных требований: изменение методического плана с целью развития самостоятельности студента; совершенствование технологической базы ВУЗов, обеспечивающей непрерывный доступ к образовательным ресурсам; постоянное повышение профессиональной квалификации преподавателей с учетом переосмысления традиционной роли преподавателя в образовательном процессе.
Ключевые слова. Квалификация, ключевая компетенция, методический план, цифровизация, профессиональная подготовка.
Гончар С.Н., Клименко И.В., Кучеряну С.Г.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫСТРАИВАНИЯ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Аннотация. В статье раскрываются особенности выстраивания временной перспективы современной молодежи на одном из важных этапов их профессионального становления — на этапе обучения в вузе. Обосновывается необходимость изучения временной перспективы студентов с осмысленностью жизни и жизнестойкостью. Представлены результаты сравнительного анализа особенностей выстраивания временной перспективы современной молодежи Приднестровской Молдавской Республики с различным уровнем осмысленности жизни и жизнестойкости. Эмпирическое исследование проведено на базе Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко. В исследовании приняло участие 215 испытуемых (студентов-бакалавров очной формы обучения) в возрасте от 17 до 21 года. В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики: «Опросник временной перспективы» Ф. Зимбардо, опросник «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева, «Тест жизнестойкости» С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказова. Авторы выдвигают идею о целесообразности в условиях высшей школы содействовать процессу развития студента как субъекта собственной временной перспективы. С этой целью авторами разработана Программа саморазвития студентов. За основу программы взят тренинг организационного развития личности, разработанный доктором психологических наук, профессором А.С. Огневым. Используемые в программе технологии организационного развития позволяют формировать у молодых людей умение проецировать свое будущее и строить собственную жизнь согласно своему замыслу посредством повышения субъектного потенциала личности студентов и уровня их жизнестойкости. Программа саморазвития внедрена в практику работы отдела психологического сопровождения и профориентационной работы Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко.
Ключевые слова: временная перспектива, осмысленность жизни, субъект, жизнестойкость, технологии организационного развития.
Потанина А.М.
ОБРАЗ ТРУДНОРАЗРЕШИМОГО МЕЖГРУППОВОГО КОНФЛИКТА В РОССИЙСКИХ СМИ
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования образа трудноразрешимого межгруппового конфликта в дискурсе российских СМИ 2014-2017 годов. В начале статьи рассматриваются определение и характеристики феномена трудноразрешимого конфликта. Анализируются направления в изучении трудноразрешимого конфликта: американское и израильское. В рамках американского направления рассматриваются пять подходов изучения и работы с трудноразрешимыми конфликтами: реалистический, подход «человеческих отношений», патологический, конструкционистский (постмодернистский), системный. Израильское направление анализируется через выделяемые представителями подхода области исследования феномена: изучение этоса конфликта, коллективной памяти о конфликте, коллективных эмоций. В качестве методологических оснований данного исследования приводятся идеи конструкционистского подхода. Целью исследования являлся анализ способов конструирования образа трудноразрешимого конфликта в дискурсе российских СМИ через обращение к темам этоса конфликта. В результате исследования было выявлено, что образ трудноразрешимого конфликта в российских СМИ конструируется путем обращения к темам делегитимизации группы-участника конфликта, виктимизации группы-участника конфликта, а также поддержания положительного образа и легитимизации действий группы-участника конфликта. Кроме того, были выявлены различные дискурсивные позиции по отношению к конфликту. В заключении делается вывод о перспективах дальнейших исследований данной проблематики.
Ключевые слова: межгрупповой конфликт, трудноразрешимый конфликт, образ конфликта, этос конфликта, коллективная память о конфликте, коллективные эмоции, дискурс СМИ.
Тан Фэй
СМЕНА ПОКОЛЕНИЙ В КИТАЕ И ВЛИЯНИЕ РОСТА ПОКОЛЕНИЯ Z НА ДИНАМИКУ РАБОТЫ
Аннотация. В настоящей работе представлен теоретический анализ китайского поколения Z, основанный на недавно опубликованных эмпирических исследованиях смены поколений, которые имеют большое значение для корпоративной среды будущего. На сегодняшний день относительно мало эмпирических исследований было проведено по поколению Z в глобальном масштабе, и исследования, которые существуют, хотя и информативны, пришли к различным, часто слабо связанным, выводам. Также в основном они представляют собой личные рассказы. Учитывая, что поколение Z вскоре присоединится к профессиональной рабочей силе, а также займет должности в академических кругах, важно, чтобы лица, принимающие решения как в государственном, так и в частном секторах, понимали ценностные различия и культурную ориентацию этого поколения, чтобы смягчить конфликты между поколениями и обеспечить продуктивную рабочую силу в будущем. Только благодаря лучшему пониманию этого самого молодого поколения организации могут разрабатывать стратегии и политику, которые обеспечат продуктивную, прибыльную и совместную среду, которая лучше учитывает их потребности и перспективы.
Ключевые слова: поколение Z, культурные ценности, смена поколений, взаимопонимание, организационная психология, межпоколенческие взаимодействия.
РАЗДЕЛ III. Проблемы эффективного развития и самореализации субъекта труда и жизненной стратегии
Горобец Т.Н., Манолова О.Н., Кечил Д.И.
ИНДИКАТОРЫ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Статья посвящена диагностике и оценке личностно-профессионального развития руководителей высшего звена производственного объединения, определению индикаторов и показателей сформированности личностных свойств и профессиональных компетенций, необходимых для успешного выполнения управленческой деятельности. Актуальность данной темы очевидна в контексте выявления и использования имеющегося ресурса (личностного и профессионального) руководителей для оптимизации деятельности предприятий без привлечения других активов, от чего зависит эффективность и перспективы развития организации. В исследовании были выявлены индикаторы личностно-профессионального развития субъекта управленческого труда, а именно: определены объективные индикаторы сформированности личностных свойств и управленческих компетентностей субъекта управленческой деятельности, — три основных индикатора личностно-профессионального развития, которые имеют определённую группу показателей. Индикаторами определены: видение целей, задач, проблем и перспектив; организационный компонент управленческой деятельности; руководство (в процессе делового общения) людьми. По результатам проведенных исследований представлены возможные направления личностно-профессионального развития руководящего состава производственного объединения, предложены научно-практические рекомендации в контексте методологии ресурсного подхода.
Ключевые слова: субъект управленческой деятельности, личностно-профессиональное развитие, индикаторы и показатели управленческой деятельности.
Додзина О.Б., Воронова А.А.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕТСКОЙ «КАРТИНЫ МИРА»
Аннотация. Статья теоретически и экспериментально характеризует взаимосвязь развития речи и становления детской «картины мира». В психологии и лингвистике теоретически определена и обоснована взаимосвязь между: объективной действительностью и речью; «картиной мира» и языком; «картиной мира», «образом мира» и речью как основной знаковой системой. На основании взаимосвязи и взаимозависимости между речью, «картиной мира», «образом мира» и объективной реальностью в статье осуществляется экспериментальный анализ активной речи детей, овладевающих предметной отнесённостью значений слов, с целью характеристики детской «картины мира». Начальная детская «картина мира», выявленная на основе анализа активного словаря детей, включает в себя разные сферы детской жизни, многообразные ситуации быта. Разные сферы жизни вносят не равнозначный вклад в формирующуюся «картину мира» детей. Основное содержание детской «картины мира» это наиболее полно опосредованные речью и относительно дифференцированные игры, и манипуляции с игрушками и предметами быта, ситуации взаимодействия со взрослыми и детьми, а также витально значимые ситуации еды. Периферическое содержание «картины мира» начинающих говорить детей составляют малочисленно опосредованные речью и слабо дифференцированные ситуации одевания / переодевания, прогулок, рассматривания животных и игры с ними, означивания частей тела. Наименьшее значение для формирующейся картины мира имеют единично опосредованные речью и недифференцированные ситуации поездок в транспорте и использования элементов домашней обстановки. Основными детерминантами «картины мира» детей, овладевающих предметной отнесённостью значений слов, являются потребность в общении со взрослыми, развивающиеся на её основе общение и предметная деятельность и становление активной избирательности в контактах со средой.
Ключевые слова: картина мира, образ мира, развитие речи, лексическое развитие, речь как форма знаково-символической деятельности.
Аракчеева И.Н.
АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ХОДЕ ГРУППОВОЙ ДИСКУССИИ НА МАТЕРИАЛЕ ИГРЫ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
Аннотация. В статье представлены результаты исследования динамики взаимодействия в ходе групповой дискуссии на материале игры «Что? Где? Когда?». В начале статьи дается определение группового решения, описываются его особенности, выделяются факторы, оказывающие на него влияние. Обозначаются методологические позиции, определяющие основные направления изучения группового решения. Целью нашего исследования было изучить влияние личностных и ситуационных факторов на групповое решение. На первом этапе исследования мы анализировали значение ситуационных факторов. Объектом исследования являлась динамическая структура взаимодействий членов группы в процессе поиска правильного решения. Предметом исследования являлся поиск различий в динамической структуре взаимодействий между членами группы в случае нахождения верного и неверного решения. В качестве материалов для анализа были выбраны видеозаписи тренировок команды по спортивному «Что? Где? Когда?». Проводился контент-анализ видеофрагментов по схеме Р. Бейлса. В результате исследования было показано преобладание категорий из области решения проблем и отсутствие значимости эмоционального оценочного компонента, были получены статистически значимые результаты в анализе категорий по группам верно и неверно найденных ответов, а также отдельно по игрокам – членам команды. Анализ вклада игроков показал различия в способах этого вклада, а в результате анализа временной динамики поиска решения было обнаружено нахождение верного ответа чаще всего на первой стадии обсуждения, а неверного – на стадии завершения обсуждения. В конце статьи делается вывод о дальнейших перспективах исследования.
Ключевые слова: групповое решение, успешность группового решения, групповая дискуссия, динамика взаимодействия, игра «Что? Где? Когда?».
Кузовкин В.В., Кононов А.Н.
МЕТОД ЭКСПЕРТНОГО ОПРОСА, КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. В статье авторы освещают требования и условия использование метода экспертного опроса, как эффективного инструмента для оценки успешности профессиональной деятельности работников. Описывают процедуру подбора экспертов, формирования перечня профессионально значимых качеств работников, а также ими предлагается опросный лист, который может быть использован в процессе оценки сотрудников торговых организаций.
Ключевые слова: успешность деятельности, работник торговой организации, экспертный опрос, экспертная оценка.
Фомина Н.А., Елисеев А.В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ – КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ
Аннотация. Статья посвящена важной для научной и практической психологии проблеме – проблеме развития волевых качеств личности, которые во многом обеспечивают успешность и эффективность любой сферы жизнедеятельности человека и особое значение имеют для тех, кто занимается спортом. Авторами обращено внимание на высокие требования не только к физической подготовленности спортсменов, но и к развитию у них необходимых личностных, прежде всего волевых, свойств, определяющих успехи в спорте. Обоснована значимость и необходимость развития у спортсменов настойчивости как важнейшего волевого свойства личности, влияющего на способность достигать поставленных целей в спорте, в течение длительного времени преодолевая трудности и препятствия на пути к их достижению, обеспечивающего высокие спортивные достижения, приводящего к победе и развитию личности в целом в условиях жесткой конкуренции и борьбы. В качестве объекта исследования, проведенного авторами, выступала личность студентов факультета физической культуры и спорта. Цель исследования заключалась в определении специфики содержательно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик их настойчивости, обеспечивающей состояние готовности и стремление к длительному удержанию цели, а также проявлений свойств темперамента как базы для формирования данного волевого свойства. Результаты сравнительного анализа настойчивости студентов факультета физической культуры и спорта и студентов других факультетов эмпирически доказали выдвинутую авторами гипотезу о том, что представители первой группы, по сравнению со второй, имеют более сильное и устойчивое стремление проявлять настойчивость в достижении целей, чему, несомненно, способствуют их занятия спортивной деятельностью. При этом настойчивость студентов факультета физической культуры и спорта, являющихся квалифицированными спортсменами, выше настойчивости студентов этого факультета, не имеющих спортивных разрядов и званий. В данной статье кратко описана суть системно-функционального подхода А.И. Крупнова к исследованию свойств личности, в рамках которого было выполнено эмпирическое исследование, и подробно представлены специфические особенности проявления настойчивости студентами факультета физической культуры и спорта, имеющими спортивные разряды и звания, которые заключались в большем стремлении и готовности проявлять данное свойство, более частом переживании положительных стенических эмоций в процессе проявления настойчивого поведения, меньшей склонности надеяться на посторонних людей и внешние обстоятельства, большей целеустремленности, хотя и при доминировании эгоцентрических мотивов.
Ключевые слова: личность, студенты факультета физической культуры и спорта, квалифицированные спортсмены, настойчивость, содержательно-смысловые и инструментально-стилевые характеристики, отличительные особенности.
Шаврина К.Г., Рушина М.А.
ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСА ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Аннотация. Статья посвящена проблеме творческой самореализации. Актуальность определена тем, что данный феномен, несмотря на древнюю историю, не раскрыт в полной мере и требует более детального изучения. Общеизвестно, что вопрос самореализации является важным в жизни человека. Для успешной реализации своего Я, индивиду нужно без вреда для психологического и физического здоровья приспосабливаться к изменениям окружающей среды. Для этого ему необходимо в полной мере выявить и развить собственные возможности и потенциалы, а также креативно подходить к решению жизненных задач, т.к. это является одним из необходимых характеристик личности для достижения успеха в той или иной деятельности, т.е. в его самореализации. В ходе теоретического анализа были рассмотрены понятия «самореализация» и «творчество», как взаимосвязанные характеристики личности, а также раскрытие понятия «творческая самореализация». Автором теоретически обосновано, что зарубежные исследователи в основном описывают понятие самореализации, опираясь на идеи гуманистического познания и считают потребность к самосовершенствованию, саморазвитию и творческую самореализацию – врожденным явлением, данным человеку от природы. В работах отечественных психологов можно встретить рассмотрение проблемы самореализации с точки зрения философии, социологии, психологии.
Ключевые слова: творчество, самореализация, самоактуализация, творческая самореализация, личность, подходы к самореализации личности.