РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 
РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Ахмадуллин В.А.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТОВ ПО РУКОВОДСТВУ ДУХОВНЫМИ УПРАВЛЕНИЯМИ МУСУЛЬМАН С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА СССР У ЗАРУБЕЖНЫХ ГРАЖДАН В 1953–1965 гг.

Аннотация. В статье анализируется различные аспекты деятельности Совета по делам религиозных культов по руководству духовными управлениями мусульман с целью формированию положительного образа СССР у зарубежных граждан в 1954–1965 гг. Основу статьи составили архивные документы Совета по делам религиозных культов при Совете министров СССР, которые были рассекречены за последнее время. Хронологические рамки исследования обоснованы несколькими обстоятельствами, наиболее важными из которых является смерть И.В. Сталина в 1953 г. и приход к власти Н.С. Хрущева, а также созданием в 1965 г. нового органа – Совета по делам религий при Совете министров СССР, ставшего правоприемником Совета по делам религиозных культов при Совете министров СССР и Совета по делам русской православной церкви при Совете министров СССР.

Клочкова М.Ю.
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ ЮНОШЕСТВА В ЦЕРКОВНЫХ ПРОПОВЕДЯХ МИТРОПОЛИТА ЕВГЕНИЯ (БОЛХОВИТИНОВА)

Аннотация. В статье рассмотрена педагогическая концепция русского религиозного просветителя митрополита Киевского и Галицкого Евгения (Болховитинова), источником для изучения которой стали его церковные проповеди разных лет. Выявлены особенности российской просветительской мысли о воспитании как средстве достижения общественного блага. Существенным вопросом, обсуждаемым российскими просветителями, стала проблема соединения публичного и частного образования в общую систему народного просвещения. Педагогические взгляды просветителей распространялись как через периодическую печать, так и посредством церковной проповеди. Показано сходство педагогических воззрений митр. Евгения (Болховитинова) и сторонников религиозно-нравственного воспитания юношества Н.И. Новикова и А.А. Прокоповича-Антонского. Церковные проповеди Евгения содержат его рассуждения о целях и средствах семейного воспитания, об обязанностях родителей. На семью возлагалась ответственность за сохранение жизни и здоровья будущих граждан, за их нравственное воспитание, развитие умственных и физических способностей, за формирование полезных членов общества. Педагогическая концепция Евгения (Болховитинова) строилась на гуманистических принципах отношения к ребенку с особым вниманием к детству как важному этапу формирования человеческой личности.

Бочарников И.В.
ПОЛИТИКА «УМИРОТВОРЕНИЯ» НАЦИЗМА КАК ФАКТОР РАЗВЯЗЫВАНИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (К 80-ЛЕТИЮ НАЧАЛА ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ)

Аннотация. В статье анализируются события европейской и мировой политики предвоенного периода с момента прихода к власти в Германии в 1933 году нацистского руководства до развязывания Второй мировой войны 1 сентября 1939 года.

Определяются основные причины эскалации напряженности в Европе, в том числе навязывание Германии кабальных и унизительных условий Версальского договора, спровоцировавших приход к власти представителей маргинальных политических сил, основными пунктами политической программы которых являлись: денонсация положений Версальского договора, возрождение военной мощи Германии и расширение «ее жизненного пространства».

Раскрываются основные направления политики «умиротворения» нацистской Германии, реализуемой руководством Великобритании и Франции с целью инициирования нападения Германии на Советский Союз.

Оценивается политика уступок Германии со стороны Польши и ряда других восточно- и центрально-европейских государств в предвоенный период, их участие во внешнеполитических экспансионистских акциях Германии, таких как аншлюс Австрии и расчленение Чехословакии, явившихся прелюдией Второй мировой войны.

Обосновывается несостоятельность попыток переложить ответственность за развязывание Второй мировой войны на Советский Союз и его политическое руководство.

Бозкурт Угур
ПРОБЛЕМА МУХАДЖИРСТВА ИЗ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ОСМАНСКУЮ ИМПЕРИЮ В РОССИЙСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

Аннотация. В статье анализируется изучение проблемы мухаджирства российских горцев Северного Кавказа после Кавказской войны в Османскую империю. Автор приходит к выводу, что в фокусе внимания российской историографии в основном находилось мухажирство третьей четверти XIX в. В статье показывается, как на изучение этой проблемы влияла политическая конъюнктура, какие проблемы мухаджирства привлекали внимание историков, а какие, напротив, игнорировались. Автор доказывает существование двух волн политизации проблемы. Первая волна имела место после окончания Великой Отечественной войны, а вторая – в конце 1980-х – первой половине 1990-х гг. Автор прослеживает эволюцию исследовательских подходов и динамику оценок феномена мухаджирства. Особое внимание в статье уделяется последним по времени работам российских ученых. Рассматриваются вопросы, которые в настоящее время более всего интересуют российских историков. Делается вывод о том, какие проблемы мухаджирства еще не получили в российской историографии должного освещения.

Ключевые слова: мухаджирство, Северный Кавказ, Кавказская война, Османская империя, российская историография.

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ 
СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Володарская Е.А., Зиновьева Е.Н.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. Статья посвящена выявлению социально-психологических факторов, влияющих на становление феномена уверенности в себе в подростковом возрасте. Прослежена связь между компонентами уверенности в себе у респондентов 14-16 лет и следующими показателями: самооценка успешности, представления ребенка и его родителей о поведении уверенного в себе человека, родительское отношение к ребенку, мотивация аффилиации, навыки межличностной коммуникации. Обнаружено, что деструктивные детско-родительские отношения являются следствием неполного или искаженного представления о компонентах уверенного поведения родителя и подростка.

Галаганова С.Г., Мананникова Д.А.
МОТИВАЦИОННО-АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ НАРКОКУЛЬТУРЫ

Аннотация. Явление наркотизма представляет собой не только деятельность по производству, распространению и потреблению наркотических веществ, но и культурно-психологический феномен со своими ценностями и мотивациями. Поэтому и борьба с этим социальным злом должна вестись одновременно на всех возможных направлениях, и прежде всего, по линии разрушения его культурного фундамента. Функционируя и развиваясь как целостная система, наркокультура отличается внутренней неоднородностью: в ней можно выделить несколько основных аксиологических комплексов, мотивирующих употребление наркотиков (наркопрактику). К их числу относятся эзотерическая, эстетическая, демонстрационная, гедонистическая и социально-протестная парадигмы. Последовательно рассматривая каждую из них, автор в то же время подчёркивает их тесную взаимосвязь и взаимообусловленность в поведении наркозависимых личностей. Отдельное внимание обращается в статье на проблему целенаправленного формирования наркокультуры при помощи современных манипулятивных технологий, на непосредственную зависимость её контента от финансовых интересов фармацевтических компаний. Результативность борьбы с наркокультурой поставлена автором в непосредственную зависимость от воспитания наркоустойчивой личности, в связи с чем в статье даётся критическая оценка практики разделения образования и воспитания в российской школе.

Пахно И.В., Разина Т.В.
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Аннотация. В образовательной среде имеют место стереотипы, согласно которым в средних профессиональных образовательных организациях (ПОО) нет места научной деятельности. Однако возросшая научная активность преподавателей ПОО Хабаровского края опровергает эти стереотипы и обуславливает необходимость изучения данного вопроса. Анализ ситуации показал, что педагоги имеют и личностный потенциал и техническую возможность в проведении научных исследований. Поэтому ключевым фактором осуществления научной деятельности является мотивация. Обзор литературных источников показывает недостаточную изученность вопроса мотивации научной деятельности среди педагогов ПОО. Методы сбора данных: анкетирование, авторская методика диагностики мотивации научной деятельности. Методы обработки данных: описательная статистика, t-критерий Стьюдента, методы структурно-психологического анализа. В исследовании участвовало 68 преподавателей из пяти ПОО Хабаровского края. В качестве контрольных групп использовались выборки преподавателей вузов и сотрудников научно-исследовательских институтов. Результаты показали, что сила многих значимых мотивов научной деятельности, и в первую очередь, смыслообразующих, у преподавателей ПОО не высока, доминируют мотивы-стимулы внешние, конкуренции, косвенные. Специфическим отличием для преподавателей ПОО является высокий уровень косвенной мотивации что говорит о том, что научная деятельность для них носит инструментальный характер. При этом структурные характеристики системы МНД качественно отличны от структуры МНД как сотрудников НИИ, так и преподавателей вузов, а чрезвычайно высокая сила когеренции не позволяют системе МНД педагогов ПОО развиваться и адаптироваться под меняющиеся условия среды. Однако анализ индивидуальных профилей МНД показал, что существуют отдельные преподаватели ПОО чья система мотивации способна обеспечивать научную деятельность и стимулами и смыслами, т.е. потенциально готовые и способные заниматься научной работой. Таким образом в ПОО не целесообразно привлекать всех педагогов к научно-исследовательской деятельности, имеет смысл диагностика педагогов, замотивированных на научную деятельность и создание для них соответствующих условий труда, творческой среды.

Собченко А.М.
ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПИЛОТОВ ПРИ ТРЕНАЖЁРНОЙ ПОДГОТОВКЕ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Аннотация. В статье рассматривается совершенствование средств и методов при тренажёрной подготовки пилотов, которые предусматривают необходимость решения комплекса психологических проблем вопросам системного подхода к изучению деятельности, позволяет представлять ее в виде приведенной нами структуры, главными компонентами которой являются потребностно-мотивационный, операциональный, информационный, регуляторный.

Крук В.М., Федотов А.Ю.
ОПТИМИЗАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДОМ СИТУАТИВНО-ОБРАЗНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены некоторые аспекты оптимизации эмоциональных компонент психических состояний в профессиональной деятельности методом ситуативно-образного моделирования. Проанализированы особенности психических состояний в профессиональной деятельности специалистов силовых структур, дана их классификация по основанию конструктивно-деструктивного влияния эмоций. Показаны возможности метода ситуативно-образного моделирования в оптимизации эмоциональных компонент психических состояний. Обозначены профессиональные возможности, которые появляются у специалиста благодаря развитой способности к эмоциональному самоконтролю.

Калаков Н.И., Шаповалов Н.С.
ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРОГНОСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемные вопросы профессионально-прогностической готовности будущих руководителей в государственной системе. Выявлены основные противоречия и закономерности формирования профессионально-прогностических способностей. Проанализированы предпосылки их исследования. Раскрыто понятие профессионально-прогностических способностей будущего руководителя и алгоритм протекания процесса профессиональной управленческой деятельности. Вносятся некоторые предложения по совершенствованию процесса формирования профессионально-прогностических способностей будущих руководителей.


РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ

Карпенко А.В.
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПОСТРОЕНИИ СОТРУДНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. Статья посвящена одной из актуальных и одновременно сложных проблем профессионального образования – проблеме подготовки будущих учителей начальных классов к общению и организации взаимодействия с родителями обучающихся. В статье раскрываются особенности функционирования школьно-семейных отношений в современных условиях, обозначаются основные направления профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов к работе с семьей, определяется содержание компетентности в построении сотруднических отношений школы и семьи, обосновываются принципы, формы, методы и педагогические условия формирования у студентов такой компетентности в процессе их обучения в вузе. Автор разрабатывает целостную модель формирования у будущих учителей начальных классов компетентности в построении сотруднических отношений с семьями обучающихся, проводит педагогический эксперимент по ее внедрению в практику высшего педагогического образования. В статье содержатся результаты педагогического эксперимента, длившегося в течение всех четырех лет обучения по направлению подготовки 44.03.01 – педагогическое образование, профиль подготовки – начальное образование. Статья содержит результаты формирующего педагогического эксперимента, которые служат основанием для заключения о целесообразности и возможности реализации авторской модели в учебном процессе педагогического вуза.

Коган Е.А.
ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ ССУЗОВ К РАБОТЕ НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Аннотация. В статье рассматривается проблема нехватки молодых квалифицированных рабочих кадров на производственных предприятиях, в частности авиастроительных.Представлены результаты опроса, проведенного среди студентов 3-4 курсов Политехнического колледжа им. Н.Н. Годовикова. В рамках исследования выявлены критерии выбора места работы учащимися колледжа, их заинтересованность в трудоустройстве на предприятиях авиастроительной отрасли, готовность к работе на производстве, факторы, препятствующие притоку молодых квалифицированных рабочих в авиастроительную отрасль. Опрос показал, что главными критериями выбора места работы является достойная заработная плата. Но ожидания относительно ее уровня у учащихся гораздо выше реальных предложений. Одной из главных причин недостаточного количества молодёжи на предприятиях также является низкий престиж рабочих профессий в современном российском обществе. Именно с этим во многом связано нежелание молодежи выбирать рабочие профессии. Другими факторами, отталкивающими выпускников ссузов от работы на производстве, является отсутствие психологической готовности к работе на производстве, в частности, боязнь высокого уровня ответственности и обеспокоенность тяжелыми, вредными условиями труда. Для изменения ситуации в этой сфере необходимо не только совершенствовать условия труда на предприятиях, но и вести активную информационную, а также профориентационную работу с молодежью, повышать престиж рабочих профессий, создавать и поддерживать эффективную систему содействия трудоустройству выпускников ссузов и вузов. 

Копорейко А.М., Федотов А.Ю.
ОБРАЗ И ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ КАК ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности влияния образа и психических состояний на успешность познавательной деятельности в период обучения в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя, а также описаны механизмы регуляции деятельности посредством влияния на психические состояния и образы. На основе результатов проведенного исследования проанализированы особенности психических состояний, влияющих на результат познавательной деятельности в зависимости от сформированности образа познавательной деятельности у курсантов различных годов обучения.

Пашенцева К.Д.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПТИМИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА СИЛОВЫХ СТРУКТУР

Аннотация. В статье представлен теоретический анализ современных подходов к оптимизации психических состояний в профессиональной деятельности специалистов силовых структур, а также раскрываются результаты сравнительного эмпирического исследования основных методов оптимизации.

Перков А.А.
РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ

Аннотация. В статье анализируется роль профессиональной наблюдательности в повышении эффективности решения оперативно-служебных задач сотрудниками Госавтоинспекции. Дан краткий анализ источников, посвященных этому профессионально важному качеству личности. Рассмотрены работы ученых-психологов, которые исследовали психологию труда сотрудников органов внутренних дел. Определены особенности профессиональной наблюдательности сотрудника Госавтоинспекции: объект наблюдения, условия наблюдения, экстремальный характер деятельности. Профессиональная наблюдательность играет важную роль в снижении риска при решении оперативно-служебных задач. Обнаруживая малозаметные признаки неадекватного поведения участников дорожного движения, сотрудник может предвидеть опасность и минимизировать последствия. Для выделения ситуаций опасности, где необходим высокий уровень профессиональной наблюдательности, использован системно-ситуационный анализ деятельности. В результате, удалось собрать данные по наиболее часто встречающимся в деятельности сотрудников Госавтоинспекции ситуациям опасности: взаимодействие с участником дорожного движения, проявляющим агрессию; взаимодействие с лицом в состоянии алкогольного / наркотического опьянения; взаимодействие с участниками дорожного движения и напарником при разбирательстве дорожно-транспортного происшествия; взаимодействие с участником дорожного движения, который скрывает значимую информацию от инспектора; взаимодействие с несколькими участниками дорожного движения (при массовом скоплении людей); взаимодействие с участником дорожного движения, при котором имеется оружие. В статье сделан вывод о необходимости формирования профессиональной наблюдательности с учетом этих ситуаций.

Ряжкин А.О.
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ УСПЕШНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ

Аннотация. В современной психологии изучение ценностно-смысловой сферы является актуальным направлением исследований, т.к. данная категория определяет различные аспекты взаимодействия человека с окружающим миром. В статье изучаются особенности ценностно-смысловой сферы студентов с различными показателями успешности учебной деятельности. В качестве критериев успешности учебной деятельности студентов были выделены: академическая успеваемость и удовлетворенность учебной деятельностью. Удовлетворенность учебной деятельностью понимается как интегральная характеристика, содержащая в себе отношение к различным сторонам обучения в вузе. В исследовании принимало участие 256 студентов. В результате классификации с помощью дискриминантного анализа методом пошагового исключения Уилкса к группе с высокими показателями успешности был отнесен 171 испытуемый и 85 испытуемых – к группе с низкими показателями успешности. В качестве переменных-предикторов были использованы показатели академической успеваемости и удовлетворенности избранной профессией. В результате сравнения двух групп, были найдены статистически значимые различия в ценностных и смысложизненных ориентациях. Для студентов с низкими показателями успешности более значима ценность «Гедонизм» на уровне нормативных идеалов, а у студентов с высокими показателями успешности преобладает уровень значимости ценности «Конформность» на уровне индивидуальных приоритетов. Также студенты с высокими показателями успешности демонстрируют бо́льшую осмысленность своей жизни, что выражается в переменных: «Цели в жизни», «Локус-контроля Жизнь», «Общая осмысленность жизни».

Стрюкова Г.А., Аверьянов П.Г., Николаева И.А., Гаврилушкин С.А.
ПРОБЛЕМЫ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЁ ВЗАИМОСВЯЗЬ С УРОВНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Аннотация. Проблема самоактуализации личности остаётся дискуссионной и актуальной в современном обществе. В ряде профессий, связанных с работой в сфере человек-человек, таких как учителя и психологи, постоянное саморазвитие необходимо в том числе и как профилактика возникновения эмоционально-волевых нарушений. В статье дается обзор научных исследований в области психологии личности и профессионального выгорания педагогов. В представленном исследовании изучалась взаимосвязь между параметрами самоактуализации (уровнем сформированности качеств самоактуализирующейся личности) и критериями профессионального выгорания у учителей. Предполагалось, что существует корреляционная взаимосвязь между компонентами профессионального выгорания (эмоциональным истощением, деперсонализацией и редукцией личных достижений) и уровнем развития качеств самоактуализирующейся личности, связанных с самоотношением и автономностью. В исследовании приняло участие 108 педагогов с различным стажем, из них 16 – работающие в условиях усложнённой педагогической деятельности без дополнительного материального стимулирования (учителя кадетских классов). Эмпирически доказано, что данная выборка имеет более высокий уровень профессионального выгорания. Вместе с тем, она отличается более высоким уровнем самоактуализации. Подтверждено наличие устойчивых корреляционых взаимосвязей между самоактуализацией, её параметрами и профессиональным выгоранием, характерных для педагогической деятельности.