РАЗДЕЛ I. НАША ПАМЯТЬ – БЕССМЕРТНА!

Бочарников И.В.
ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТ ВРАНГЕЛЬ ПЕТР НИКОЛАЕВИЧ.
ПОСЛЕДНИЙ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИЙ РУССКОЙ АРМИИ

Аннотация. В статье описывается деятельность генерал-лейтенанта Врангеля Петра Николаевича – одного из лидеров Белого движения и русской военной эмиграции «первой волны» (20-ые годы XX столетия). Долгое время в отечественных источниках личность П.Н. Врангеля рассматривалась в негативном контексте, как противника не только Советской власти, но, соответственно, России. Подобный идеологизированный подход не способствует объективному восприятию личности П.Н. Врангеля, а также его заслуг перед Отечеством.

Будучи выходцем из обрусевшего еще в XVIII столетии шведско-эстляндского рыцарского рода П.Н. Врангель считал себя русским офицером и генералом. Большую часть своей жизни он посвятил военной службе России. Закончив Горный институт и обретя профессию инженера, он добровольцем вступил в Действующую армию в период русско-японской войны, получив на ней свои первые боевые награды.

В послевоенный период заканчивает Академию Генерального штаба и проходит службу в Конном гвардейском полку. С началом Первой мировой войны находится в Действующей армии. За героизм, проявленный при взятии артиллерийской батареи противника, награжден Орденом Св. Георгия, став таким образом первым Георгиевским кавалером в этой войне. Всю войну провел на фронте, закончив ее в должности командира кавалерийского корпуса. В июне 1917 года постановлением солдатских дум частей Сводного корпуса за мужество награжден солдатским Георгиевским крестом IV степени.

В ходе Гражданской войны воевал достаточно успешно. Вследствие несогласия с действиями А.И. Деникина вынужден был уйти в отставку, но уже в апреле 1920 года возглавил вооруженное сопротивление оставшихся войск Добровольческой армии, преобразовав ее в Русскую армию. На протяжении почти 7 месяцев армия П.Н. Врангеля отражала в Крыму атаки и наступления Красной Армии, но очевидный перевес в силах и средствах вынудил прекратить сопротивление.

Блестяще организовал эвакуацию Русской армии. В ходе нее было вывезено порядка 146 тысяч солдат, офицеров, а также гражданских лиц, всех тех, кому угрожала опасность репрессий и террора, поразивших Россию в годы Гражданской войны и по ее окончанию. В эмиграции долгое время сохранял единство Русской армии, обеспечение ее жизнедеятельности и пользовался, безусловным авторитетом в русской эмиграции.

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Мазур Л.Н.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК ОБЪЕКТ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация. Междисциплинарность является характерной чертой современной науки, способствуя миграции теорий, понятий и методов из одной области знания в другую. Это непосредственно касается такого объекта исследования как человеческий капитал. Понятие, рожденное в рамках экономической теории, получило свое развитие в работах социологов, психологов, педагогов, историков. Целью данной статьи является анализ теоретических и методических проблем изучения человеческого капитала в историческом контексте. В первую очередь это касается возможности использования понятийного аппарата теории человеческого капитала. Основные проблемы с понятийным аппаратом возникают при изучении обществ, находящихся в переходном состоянии или вне рыночной экономики. Для их характеристики предлагается использовать термин «человеческий квазикапитал». Не менее значимой выступает проблема методов исторического изучения человеческого капитала. Специфической чертой человеческого капитала как объекта исторического исследования является высокий уровень абстрагирования, что требует использования соответствующих методов, реализующих системный подход. Поскольку человеческий капитал является производным от человеческого потенциала, то первым шагом в его изучении на историческом материале выступает анализ человеческого потенциала населенного пункта/региона/страны, его моделирование и типологизация с учетом конкретно-исторического материала. В статье представлена структурно-факторная модель человеческого потенциала, разработанная в рамках реализации исследовательского проекта по изучению роли семьи в формировании человеческого потенциала промышленного города в условиях демографического перехода.

Жигальцова Л.В.
К ВОПРОСУ О СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ И ПРАВОВЫХ АСПЕКТАХ МОДЕРНИЗАЦИИ РУССКОГО ПОРЕФОРМЕННОГО ГОРОДА

Аннотация. В статье анализируется новое исследование, посвященное городу в пореформенной России как креативному центру общественно-культурной жизни. Показывается значение системно-функционального подхода в изучении культуры. Подробно разбирается структура этой работы, подчеркивается логичность выделение соответствующих разделов. Представленная в книге проблематика о культуре пореформенного города исследуется автором статьи в самом широком контексте модернизационных процессов, протекавших в России во второй половине ХIХ века – в начале ХХ века. Культура города рассматривается в виде целостной системы, функционирующей в обществе через определенные механизмы. Город на протяжении рассматриваемого периода сохранял административную функцию, однако в пореформенный период стал рассматриваться в качестве «лаборатории» культуры и хранителя культурного наследия. Через призму изучения общественно-культурных и правовых аспектов пореформенного города автор затрагивает проблему существования гражданского общества в дореволюционной России. Делается вывод о значимости анализируемого исследования для изучения политической, общественной и культурной жизни Росси в пореформенный период.

Закаурцева Т.А., Неймарк М.А., Миргородский Д.С.
ЕЩЕ ОДИН ВЗГЛЯД НА ФРАНЦУЗСКИЙ ЯДЕРНЫЙ АРСЕНАЛ: ВЧЕРА-СЕГОДНЯ-ЗАВТРА

Аннотация. Данная статья посвящена исследованию фактора атомного оружия в международных отношениях, а также выявлению основных направлений ядерной политики Франции, роли ее атомного потенциала на международной арене и его влияния на развитие политического диалога между государствами. Оценивается деятельность международного сообщества в сфере нераспространения ядерного оружия, анализируется роль ядерного оружия в качестве сдерживающего фактора в международных отношениях. Исследуется ядерный потенциал Франции и научно обосновывается его роль на международной арене. На основе сравнительно-исторического метода и контент-анализа оценивается деятельность Франции в качестве ядерной державы в современном мире. Материалы данной статьи могут быть использованы для более детального изучения ядерного фактора в международных отношениях, а также атомного оружия Франции и его роли на международной арене в процессе обучения студента, специалиста в области международных отношений, а также представлять интерес для специалистов-историков и преподавателей профильных ВУЗов.

Миргородский Д.С., Воробьёв С.В., Смирнов Е.В., Епифанова Т.В.
СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКОЕ ПРОТИВОБОРСТВО В ОБЛАСТИ СОЗДАНИЯ РАКЕТНО-ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ В 1940-1950-е гг.

Аннотация. В статье исследуются основные направления советско-американского противоборства в области создания ракетно-ядерного оружия после Второй мировой войны. На основе всестороннего анализа выдвигается и обосновывается тезис о том, что укрепление отечественных Вооруженных Сил ракетно-ядерным оружием в сжатые сроки явилось ассиметричным ответом на экспансионистские устремления США, взявших курс на установление мирового господства и вмешательство во внутренние дела других государств. Делается вывод о том, что в создании средств стратегической доставки СССР шел путем непрерывных поисков и научных экспериментов, а также изыскания и мобилизации экономических и производственных возможностей.

Закаурцева Т.А., Каширина Т.В., Цветов П.Ю.
РОЛЬ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В СОЗЫВЕ И ПРОВЕДЕНИИ ЖЕНЕВСКОГО СОВЕЩАНИЯ 1954 ГОДА
(В СВЕТЕ НОВЫХ ПУБЛИКАЦИЙ АРХИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ)

Аннотация. В статье, на основе публикации новых архивных материалов, рассматривается роль советской дипломатии в созыве и проведении Женевского совещания по Индокитаю в апреле-июле 1954 г. Советский Союз выступил инициатором созыва этого совещания, добился приглашения на это совещание делегаций Китайской народной республики и Демократической республики Вьетнам. Советские дипломаты оказывали помощь вьетнамской и китайской делегациям в выработке позиций, проведении переговоров. Глава советской делегации В.М. Молотов лично содействовал продвижению переговорного процесса в Женеве. В том, что Женевское совещание завершилось принятием документов, обеспечивающих мирное и независимое развитие Вьетнама, Камбоджи и Лаоса, – бесспорная заслуга советской дипломатии.

Панасенкова М.С.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ О СИПАЙСКОМ ВОССТАНИИ
(ПО МАТЕРИАЛАМ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ 1857–1859 ГГ.)

Аннотация. В статье рассматриваются рассказы о сипайском восстании (1857–1859 гг.), опубликованные в русской прессе в годы данного восстания. Кратко анализируются происхождение и сюжеты рассказов, а также ссылки на реально происходившие в ходе мятежа события или на героев восстания. В отношении двух рассказов («Дневник англичанки» и «Мщение парии») выдвигаются предположения о степени документальности рассматриваемых текстов. Разбираются отличия в описании восстания художественными произведениями и новостными заметками. Первым отличием стало упрощение, коснувшееся главным образом причин восстания, – то, что принято считать поводом (злополучные патроны, смазанные животным жиром), авторы рассказов указывают как единственную причину восстания. Другое отличие коснулось образов участников – налицо героизация англичан и демонизация индийцев. Хрестоматийность образов участников восстания, нередко проявлявшая в обычных новостных заметках, в художественных произведениях доведена до крайности. Последним отличием стала романтизация – все рассказы включают в себя любовную драму. Кроме того, автор обращает внимание на редкие в прессе тех лет иллюстрации – они были опубликованы не в самом популярном, но очень богатым на качественные иллюстрации литературном журнале «Живописная русская библиотека».

Петухова А.П.
«ОТСЕЛЬ ГРОЗИТЬ МЫ БУДЕМ…»: ВОЕННЫЙ ФАКТОР ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ РОССИИ И ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ФИНЛЯНДСКОГО В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛА ХХ ВВ.

Аннотация. В данной работе рассматривается военный фактор в качестве одной из возможных причин обращения монархии к политике унификации и русификации Великого княжества Финляндского в конце XIX – начале ХХ вв. Выявлены основные грани сотрудничества империи и края в военной сфере. Показаны все основные проблемы, которые видели представители имперской бюрократии в «особых правах» Финляндии с акцентом на роль княжества в обороне страны в случае наступления войны. Основное внимание уделено мнению самих военных по вопросам ужесточения политики в крае.

Попова Е.А.
САКРАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ГРЕЧЕСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КРЫМА В ЭЛЛИНИСТИЧЕСКУЮ ЭПОХУ (ПО МАТЕРИАЛАМ ГОРОДИЩА “ЧАЙКА”)

Аннотация. Греческие колонисты принесли на Северные берега Понта античную цивилизацию и в том числе религиозные представления. В эллинистический период Херсонес Таврический расширил свою территорию за счет равнин Северо-Западного Крыма. Одним из поселений стало городище “Чайка”. В Северном Причерноморье распространенными были домашние святилища и материалы городища “Чайка” демонстрируют эту традицию. Основными божествами, культ которых прослеживается на городище, были божества плодородия – Деметра, и Дионис, небольшие терракотовые статуи которых найдены в помещениях, домашних святилищах. Вотивные протомы с изображениями Деметры, Персефоны и Афродиты говорят о домашнем почитании этих божеств. Покровителем и защитником поселения был Геракл, о культе которого свидетельствуют три каменных рельефа, найденных в помещениях, также служивших местами почитания обожествленного героя. Граффити на сосудах говорят о вотивных приношениях божествам. Алтари, располагавшиеся у входов на поселение, отражают традиции защиты поселения от неблагоприятных сил. Для поселения “Чайка” охранительная функция принадлежала Гераклу. У западного входа на поселение находилось здание гестиатория, где проводились ритуальные обеды в честь героя. Таким образом, археологические материалы городища свидетельствуют о сохранении его населением сакральных традиций Греции, подтвержденные приводимыми аналогиями. В совокупности материалы городища “Чайка” указывают на связь населения Северо-Западного Крыма с религиозными представлениями и ритуальной практикой греческой ойкумены.

Мазалова М.А.
РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ ЭЛИТНОСТИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ДОМАШНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В XIX ВЕКЕ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности бытования и развития элитных образовательных и воспитательных традиций, сложившихся в условиях семьи в России в XIX веке. На основе концептуальных положений элитопедагогического подхода раскрываются содержание, организационно-педагогические условия, методы и приемы педагогических процессов, протекающих в изучаемый период в императорской семье, дворянских и купеческих семьях, и характеризуемые как лучшие, элитные. Выделена логика распространения лучших образцов домашнего образования и семейного воспитания в русском обществе: эталонные элитные практики складывались в воспитании императорских детей, являясь примером для дворянского, а затем и купеческого сословий. Целью такого образования и воспитания, основанного на учете способностей и интересов детей, является элитизация личности ребенка, поддержка его талантов и дарований, раскрытие личностного потенциала. Определено, что содержание домашнего образования значительно превосходило рамки тогдашнего гимназического курса. Раскрывается процесс становления семейной педагогики как отрасли научного знания, в рамках которой выделяются элитопедагогические взгляды. В заключении делается вывод о непреходящем прогностическом значении традиций элитности, заложенных в XIX веке в лучших практиках домашнего обучения и воспитания, научной обоснованности положений семейной педагогики.

Айдин Ю.Э.
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ПОРТ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА
(ПО МАТЕРИАЛАМ ТУРЕЦКИХ АРХИВОВ)

Аннотация. В статье на основе ведомственных материалов турецкого консульства в Севастополе и Министерства иностранных дел Османского архива рассматривается модернизация Черноморского флота Российской империи и севастопольской военно-морской базы. Показывается значение архивных материалов зарубежных архивохранищ для изучения русского флота в конце ХIХ – начале ХХ века на Черном море. В российской историографии ранее не привлекались материалы из турецких архивов по истории Российского императорского флота. Делается вывод о том, что одновременно с ростом морских сил Османская империя готовилась к войне, в этой связи через торговые и консульские представительства собирались сведения о дислокации русских кораблей, военных маневрах, реформировании флота, возможности осуществления русскими войсками военных операций на Босфоре.

Покровская В.А.
КОГДА ЖИВЕШЬ СЕМЕЙНО, СКУЧНО БЫТЬ НЕ МОЖЕТ: ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДВОРЯНСКОЙ СЕМЬЕ СВЕРБЕЕВЫХ

Аннотация. Данная статья посвящена изменениям, которые происходили в системе дворянского образования в России в XIX веке. Опираясь на опыт трех поколений семьи Свербеевых, мы проанализировали, как трансформировались учебные методы и подходы в воспитании дворян, а также установили, что на протяжении всего XIX столетия доля участия родителей в жизни детей неуклонно увеличивалась. Это было связано и с распространением идей о необходимости расширения женского образования, ведь первостепенный долг женщины перед обществом – дать достойное воспитание новому поколению граждан. Постепенно дворянки начали вовлекать в процесс воспитания детей и мужей. Так, существовавшая в дворянской среде отчужденность между поколениями, берущая начало в иерархической структуре семьи, постепенно преодолевалась. Благодаря этим изменениям стала формироваться психоэмоциональная связь, которая базировалась не только на почитании детьми старших и непременной любви родителей, но и на взаимном уважении, доверии и дружбе.

РАЗДЕЛ III. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Ковалева А.Г., Зарифуллина Д.П., Губина Д.И., Ткачева М.В., Ушакова А.Д.
ПОЭТАПНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОПИСАНИЮ ИНФОГРАФИКИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. Международное сотрудничество в различных областях науки и экономики подразумевает наличие не только профессиональных компетенций у современных выпускников высших учебных заведений, но и умение наглядно демонстрировать результаты своей научной и профессиональной деятельности, в том числе, и на иностранном языке. Умение описывать различные типы инфографики представляется актуальным направлением в обучении студентов высших учебных заведений. Целью данного исследования является определение основных подходов и принципов методики обучения студентов высших учебных заведений описанию инфографики на иностранном языке. Практическое применение инфографики требует компетенций и в области информационно-коммуникационных технологий. Учитывая все обстоятельства, нами разработана поэтапная методика обучения описанию инфографики на иностранном языке с использованием информационно-коммуникационных технологий. Методика содержит различные типы заданий для каждого этапа. Эффективное применение инфографики на иностранном языке объединяет знания в области инфографики, информационно-коммуникационных технологий и лингвистических особенностей иностранного языка, что и определяет набор заданий на каждом этапе обучения. Методика была апробирована в процессе подготовки отчетов по междисциплинарным проектам на иностранном языке студентов Института радиоэлектроники и информационных технологий Уральского федерального университета. Анализ опросов студентов показал, что после освоения курса по описанию инфографики изменилось отношение к ее применению для демонстрации результатов своих исследований.

Ермолаев В.В., Насонова Д.К., Воронцова Ю., Четверикова А.И.
О СООТНОШЕНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА С УРОВНЕМ ВЫРАЖЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ СТРАХОВ ПРИ ВОВЛЕЧЕННОСТИ В КОНТЕНТ ИНФОРМАЦИОННО-НОВОСТНОЙ ЛЕНТЫ О COVID-19

Аннотация. В статье представлены эмпирические данные о соотношении эмоционального интеллекта с уровнем выраженности социальных страхов при вовлеченности в контент информационно-новостной ленты о COVID-19. Гипотеза исследования: уровень эмоционального интеллекта ниже у лиц с высоким уровнем социального страха и вовлеченных в контент информационно-новостной ленты о COVID-19. Выборку составили 253 человека. Методы: авторская анкета о степени вовлеченности в контент информационно-новостной ленты о COVID-19; опросник «Социальные страхи»; методика определения доминирующего состояния ДС-8, опросник ЭмИн. Результаты: 1) Социальные страхи, связанные с боязнью неудач и поражения, непринятия и подавления, потери, коммуникации, а также самостоятельности в большей степени характерны лицам, активно вовлеченным в контент информационно-новостной ленты о COVID-19. 2) Установлено, что лица с высокой интенсивностью переживания социальных страхов (непринятия и подавления, потери, коммуникации и самостоятельности) при высоком уровне вовлеченности в контент информационно-новостной ленты о COVID-19 отличаются более низким уровнем эмоционального интеллекта. 3) Обнаружены отрицательные связи между видами социальных страхов и эмоциональным интеллектом, указывающие на снижение всех компонентов эмоционального интеллекта (осознание актуальной эмоции, ее идентификация, дифференциация, контроль, принятие личной ответственности за направленность собственных эмоциональных переживаний) в состоянии страха. 4) С целью поддержания оптимального уровня эмоционального интеллекта в условиях пандемии, по мнению авторов исследования, крайне значимым является обучение граждан, вовлеченных в контент информационно-новостной ленты о COVID-19, технологиям саморегуляции.

Рачина Б.С.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы обновления содержания вузовской подготовки учителя музыки в контексте цивилизационных, социально-экономических, социокультурных изменений, обусловленных, в том числе, вхождением в век господства информационных технологий, которые определяют изменения в интеллектуальной, эмоциональной, коммуникационной сферах бытия. Исходя из сущностных особенностей музыкального искусства, предлагается обновленная модель профессиональной подготовки педагога-музыканта. В статье обосновывается необходимость введения театрального и хореографического аспекта в подготовку учителя музыки.

Утробин Г.Ф., Ковальчук О.Н., Григорьева М.А.
СКОЛЬКО ВЫСШИХ ОБРАЗОВАНИЙ МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ ЧЕЛОВЕК В ТЕЧЕНИИ ЖИЗНИ

Аннотация. Цель исследования – определить количество высших образований, которые может получить человек в течение жизни. Определено, что это количество равно числу составляющих состояния образованности. Причем в рамках каждой составляющей состояния образованности высшее образование можно тиражировать применительно к различным предметным областям. Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе структуры уровней образования и связей между ними. В результате доказано, что бывает условно только три высших образования: высшее духовно-нравственное образование, высшее фундаментальное образование и высшее управленческое образование, каждое из которых, в свою очередь, может иметь три уровня.

Авдеева И.Н., Букач Б.А., Лихачева Э.В., Николаева Л.П., Огнев А.С.
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОКУЛОМЕТРИЧЕСКИХ
ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Аннотация. В статье представлены эмпирические данные, подтверждающие правомерность гипотезы о том, что окулометрический анализ специальным образом подобранных стимулов может с успехом применяться при изучении разноплановых социально-политических и демографических вопросов даже в условиях высокой вероятности уклонения респондентов от участия в подобного рода исследованиях. Так, в ходе описанного исследования установлено, что к настоящему времени существенного влияния украинским информационным потокам в социальных медиа на персональные предпочтения жителей Крыма оказать не удалось. Подавляющее большинство жителей Крыма в субъективном плане воспринимают полуостров как часть территории России, идентифицируют себя с Российской Федерацией. Для большинства респондентов именно жизнь в России в качестве ее граждан рассматривается как наиболее приемлемый вариант их будущего.

Описанные результаты подтвердили справедливость и второй гипотезы исследования о том, что использование реверсивных режимов работы испытуемых с предъявляемыми на экране айтрекера визуальными стимулами позволяет эффективно оценивать степень добросовестности работы как каждого отдельного респондента, так и целой группы респондентов. Оказалось, что сочетание режимов «аутентичный взгляд» и «реверсивный взгляд» существенно облегчает для самих респондентов прохождение всех тестовых испытаний, упрощает для них процедуру самоопределения со своим персональным выбором и делает для них участие в исследованиях интересным и увлекательным событием. Также были получены дополнительные свидетельства того, что сравнения параметров взора, полученных в этих режимах, могут служить дополнительным показателями степени субъективной значимости для респондентов различных элементов визуальных стимулов.

Евенко С.Л., Киселев В.В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИЧИНЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ ПРИ ВНЕДРЕНИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье представлен анализ психологических и организационных причин педагогических конфликтов при внедрении управленческих инноваций в вузе, к числу которых относятся: распространение слухов и порочащей руководство информации как ответ на сознательную информационную блокаду педагогического состава; неопределенность будущего как свойство любой инновационной деятельности; необоснованные управленческие решения; взаимное усиление идентификации и сплоченности членов ингрупп и стремление дискредитировать профессионализм и личные качества членов аутгрупп; поддержание в коллективе атмосферы напряженности; использование доносительства как инструмента контроля настроений в трудовом коллективе; неудачное перепроектирование организационных структур, приводящее к разрушению отлаженных связей между подразделениями вместо оптимизации управленческих процессов; возникновение неформальных лидеров консервативного толка, препятствующих внедрению инноваций; отсутствие ресурсных возможностей (человеческих, материальных, интеллектуальных, финансовых и др.) для успеха инновационных преобразований. Приведен психолого-аналитический обзор исследований, посвященных инновационным конфликтам, по результатам которого авторы приходят к выводу о слабой разработанности проблемы. Более того, само понятие «инновационный конфликт» встречается крайне редко и незаслуженно обделено вниманием со стороны психологов-исследователей. В связи с этим инновационные конфликты в педагогической деятельности являются практически неизученным предметным полем, перспективность которого обусловлена активным внедрением электронного образования и дистанционных образовательных технологий. По итогам проведенного исследования инновации рассматриваются не только, как источник развития вуза, но и как опасная среда возникновения педагогических конфликтов, если они не отвечают ожиданиям педагогов, требуют от них серьезного напряжения адаптационных возможностей, происходят в атмосфере недоверия, реализуются внезапно и резко, без предварительной подготовки субъектов труда к новым условиям деятельности, направлены на изменения ради изменений, не отвечают требованиям рациональности и своевременности.

Воронова Т.А., Карпов А.В.
ВКЛАД ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ ЯРОСЛАВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ШКОЛ РОССИИ

Аннотация. Статья посвящена 50-летнему юбилею факультета психологии Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Предпринята попытка систематизации географии влияния ярославской психологической школы на становление и развитие региональных психологических школ, разработку новых научных направлений на местах с использованием теории и методологии ярославских ученых. Определены направления становления психологических школ страны под влиянием ярославской школы: северное, южное, западное и восточное. Прослеживается преемственность идей ярославских ученых в работах учеников. Показан профессиональный рост воспитанников ярославской школы в профессиональном сообществе. Анализируется специфика подготовки кадров высшей квалификации на факультете психологии Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Анализируется преемственность научного руководства, подготовки учеников воспитанниками школы, «научных внуков» ярославских ученых. Методологический семинар рассматривается как сложившаяся система подготовки соискателей, имеющий дидактические функции и функции «доводки» работы до выхода на защиту. Констатируются самобытность и качественная специфичность ярославской школы как психологической системы, обладающей выраженной зрелостью. Показано, как теории и концепции ярославских ученых выступили надежным фундаментом для разработки большого числа фундаментальных и прикладных проблем в регионах страны.

РАЗДЕЛ IV. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ

Шельшакова Н.Н.
НАРОДНАЯ КУКЛА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. Дошкольный возраст открывает педагогам и родителям большие возможности для нравственного воспитания детей с общим недоразвитие речи, которое предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств. Одним из способов обогащения различных видов деятельности детей может служить использование элементов фольклора, делая их более интересными для дошкольников, что в свою очередь влияет на формирование их нравственных взаимоотношений. Целью исследования стало изучение влияния народной куклы на формирование нравственных представлений у детей с общим недоразвитием речи. В исследовании участвовали 14 человек. Для изучения каждого компонента нравственного развития нами были подобраны следующие методики: 1. Когнитивный компонент: беседа, методика «Закончи историю». 2. Эмоциональный компонент: методика «Сюжетные картинки», методика «Цветовой тест отношений». 3. Поведенческий компонент: методика «Проигрышная лотерея», методика «Подели игрушки». После проведенного цикла занятий все дети имеют представления о нравственных качествах, таких как доброта, честность, трудолюбие, верность, смелость, в отличие от результатов первичной диагностики, в ходе которой выяснилось, что таких понятий как понятия «трудолюбие» и «верность» дети пытаются объяснить через другое (например, дети путали понятие «трудолюбие» и «самостоятельность». Так, на вопрос «Кого можно назвать трудолюбивым?» отвечали «Это тот, кто делает все сам»). Понятие «трудолюбие» удалось сформировать благодаря работе с такими куклами как «Десятиручка», «Филипповка», «Покосница» и «Каша», а понятие «верность» благодаря работе с куклами «Убоженька», «Петушок», «Коза» и «Кубышка-травница».

В результате проведенного цикла занятий дети стали ярче выражать свои эмоции по отношению к тому или иному нравственному качеству, на это повлияли такие методы работы с куклой как беседы, обсуждения, дидактические игры, рефлексивные упражнения. Меньшая часть детей стали совершать правильный моральный выбор, на это повлияли такие методы работы, как моделирование различных отношений между персонажами в играх, беседы, обсуждения.

Янышева В.А., Сенкевич Л.В.
ЛИЧНОСТНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ АУТООРДИНАЦИОННОГО МЕТОДА ПСИХОТЕРАПИИ

Аннотация. Доказано, что психотерапия приводит к положительным изменениям личности клиента. Аутоординационный метод психотерапии, созданный В.А. Янышевой, направлен на активную проработку проблем клиента благодаря естественной работе психики, в результате чего происходит позитивная трансформация его личности. Цель нашего исследования состоит в изучении эффективности авторского метода психотерапии. Мы предположили, что психотерапия приведет к улучшению качества жизни клиента за счет положительных изменений в различных сферах его личности. В исследовании участвовали 120 респондентов, вошедших в контрольную группу (n=60; 25-56 лет, M=41,35, SD=7,38) и экспериментальную группу (n=60; 23-55 лет, M=37,67, SD=8,01), представители которой посетили 15 психотерапевтических сессий. Все участники дважды (с интервалом в 7 недель) заполняли восемь диагностических методик, посвященных тревожности, мотивации к успеху, счастью, жизненной удовлетворенности, жизнестойкости, эмоциональному интеллекту, интолерантности к неопределенности, эго-состояниям. Результаты показывают статистически значимые изменения указанных параметров личности: показатели личностной и ситуативной тревожности, интолерантности к неопределенности, некоторых эго-состояний значимо снизились, тогда как показатели мотивации к успеху, счастья, жизненной удовлетворенности, жизнестойкости, эмоционального интеллекта и некоторых эго-состояний значимо повысились. Можно утверждать, что аутоординационный метод психотерапии В.А. Янышевой эффективен, поскольку помогает клиентам преобразовать свою личность к лучшему.

Кадыров Р.В., Капустина Т.В., Кондратьева Е.В., Чернихова А.А.
КОГНИТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ У ЛЮДЕЙ, ПЕРЕЖИВШИХ ПСИХИЧЕСКУЮ ТРАВМУ

Аннотация. Статья посвящена изучению нарушений познавательной деятельности у лиц, переживших психическую травму. Анализ отечественных и зарубежных научных работ показал, что при пережитой психической травме могут наблюдаться изменения в таких мозговых структурах, как гиппокамп и медиальная префронтальная кора. В связи с чем нарушаются функции внимания, памяти и мышления. Однако проанализированные исследования фрагментарны и немногочисленны. Поэтому было проведено эмпирическое исследование. Выборка исследования представлена основной группой – 60 человек, переживших психическую травму, и группой сравнения – 60 человек, не имеющих психическую травму. В работе использовался метод тестирования, представленный следующими методиками: Шкала для клинической диагностики ПТСР, Шкала диссоциации, Монреальская шкала оценки когнитивных функций, Методика Мюнстерберга, «Сложные аналогии», «Запоминание 10 слов». Для статистической обработки применялся непараметрический U-критерий Манна-Уитни. Проведенное исследование показало, что для людей, перенесших психическую травму характерно нарушение кратковременной и долговременной слухоречевой памяти, избирательности и концентрации внимания, наблюдается умеренное снижение способности понимания сложных логических отношений, умозаключений и выделение между понятиями абстрактных связей. Полученные данные можно использовать специалистам-психологам, работающим с людьми, имеющими психическую травму.

Орлова Е.А., Гребенников Ю.Л., Куляев Д.И.
ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОТРУДНИКОВ ФНС

Аннотация. В статье приведены описание и результаты эмпирического исследования ценностно-смысловых ориентации сотрудников ФНС. Актуальность данного исследования заключается в том, что, несмотря на целый ряд научных трудов в области изучения личности и деятельности госслужащих, к настоящему моменту недостаточно изучены особенности отдельных личностных характеристик и, в частности, ценностно-смысловых ориентаций различных субъектов профессиональной деятельности; в частности, подобных исследований в отношении инспекторов ФНС ранее не проводилось. Результаты исследования показали, что существуют особенности ценностно-смысловых ориентаций инспекторов ФНС, обусловленные содержанием и характером их профессиональной деятельности.

Поляков Е.А., Сенкевич Л.В., Донцов Д.А., Донцова М.В.
СПЕЦИФИКА ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОЙ СФЕР ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ-СУИЦИДЕНТОВ

Аннотация. В статье представлено эмпирическое исследование особенностей и специфики потребностно-мотивационной и эмоционально-чувственной сфер психики личности подростков-суицидентов. Полученные результаты показали повышенную склонность к различным видам девиаций, наличие некоторых экзистенциальных проблем, определённые нарушения эмоциональной, смысловой и мотивационно-потребностной сфер личности у подростков с суицидальным поведением.

Шептуха В.В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА О БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ОПЫТ ПИЛОТАЖНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Аннотация. В статье представлены результаты пилотажных психологических исследований представлений студентов колледжа о своем профессиональном будущем. Научная и практическая значимость данного исследования заключается в том, что во многих случаях представления являются образом-целью и обладают большим регуляторным влиянием на качество учебной деятельности. В свою очередь это отражается на уровне профессиональной подготовки специалистов. Представления являются вторичными репродуктивными психическими образами, в которых образы воображения дополняются образами памяти и образами переработанной и переосмысленной информации, то есть это суммированные образы. Главной особенностью представлений является возможность их целенаправленного формирования. Большое значение имеют представления о будущем как проявления антиципирующего воображения в виде мечты, то есть желанного. Представление будущего являет собой сложный синтез экстраполяции и фантазии. Проведенный теоретический анализ позволил организовать пилотажное исследование, необходимое для подготовки более масштабных эмпирических психологических исследований. Исследование проводилось на выборке, репрезентативной для пилотажных исследований. Использовались субъективные методы исследования образов представления – анкетирования и собеседования. У большинства студентов колледжа образы профессионального будущего являются нечеткими, недостаточно осознанными, рассчитанными на ближнюю перспективу. В то же время образы становятся ярче и осознанней при их конкретизации. Показано, что образы представления о своем профессиональном будущем четче, ярче и осознанней у студентов, имеющих высокий средний балл (более 4,5) примерно в полтора-два раза. Их влияние на качество индивидуальной учебной деятельности и процесса профессионализации выше примерно в два раза. Связь – пропорциональная. Обосновано предположение о том, что целенаправленное формирование представлений о будущей профессиональной деятельности, достижение яркости, четкости и осознанности образов представления положительно скажется на учебном процессе в колледже.