РАЗДЕЛ I. Исторические аспекты развития человеческого капитала

Бочарников И.В.
У ИСТОКОВ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ КИЕВСКИЙ ИГОРЬ ‒ ПЕРВЫЙ РЮРИКОВИЧ

Аннотация.  В статье описываются основные этапы жизнедеятельности Великого князя Киевского Игоря, родоначальника русской великокняжеской и царской династий Рюриковичей. Несмотря на длительный период управления государством (33 года), насыщенный военными походами и отражением вторжений на Русь, а также другими акциями военно-политического характера и мерами по укреплению внутриполитической стабильности, деятельность князя Игоря не нашла должного объективного отражения в исторических источниках. А его заслуги перед Отечеством были преданы забвению. Причиной подобного восприятия деятельности князя Игоря является то, что большинство источников, которыми руководствовались древнерусские летописцы, описывавшие деятельность князя Игоря, были греческого происхождения, поэтому их восприятие князя было как неприятеля. Эта традиция была воспринята и древнерусскими летописцами. Между тем государственническая деятельность князя Игоря на протяжении более чем тридцатилетнего периода не просто способствовала, но и обеспечивала безопасное и эффективное развитие Древней Руси на протяжении практически всей первой половины X столетия. Более того, Киевская Русь под управлением князя Игоря стала одним из ведущих государств с позиций и интересами которого вынуждены были считать крупнейшие империи того времени: Византия и Хазарский каганат. Это определяет необходимость рассмотрения основных этапов его деятельности, и очевидно воздания должного князю Игорю, как главе Древнерусского государства, усилиями которого оно создавалось, обеспечивалась его безопасность и ведущее положение в системе международных отношений того времени.

Ключевые слова. Игорь Рюрикович, Великий князь Киевский, Древняя Русь, Византия, русско-византийские отношения, византийские походы Игоря, договоры Руси с Византией, Хазарский каганат, каспийские походы Игоря, войны с печенегами.

Бузский М.П.

ДЕНЬГИ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ ГЛОБАЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация.  Подчеркивая недостаточность исследования особенностей бытия человека в глобальном пространстве, автор выявляет их на основе раскрытия онтологического статуса денег, которые обнаруживают свои исходные организационные воздействия независимо от институциональной структуры этого пространства. Деньги выступают как квазипредметное и символическое выражение физического существования людей, превращая его в количественные процессы и соотношения. Рассмотрены онтологические аспекты пребывания человека в пространстве денег, возникающие здесь противоречия, а также – особенности взаимодействия локального и глобального финансовых пространств. Обосновывается идея социально коллективного освоения глобального пространства денег, как наиболее перспективного для развития личности и локального сообщества.

Ключевые слова. Глобализация, пространство денег, виртуальное и реальное, субъект, локальные сообщества, культура.

РАЗДЕЛ II. Психолого-педагогические основания комплексного познания современного человека и общества

Винокурова О.С.
ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ТРЕТЬЕЙ ВОЛНЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Аннотация. В статье автор рассматривает необходимость изменений в системе высшего образовании на фоне третьей волны развития общества. Автор выделяет автоматизацию и гиг-экономику в качестве основных трендов, влияющих на рынок занятости в настоящее время и, соответственно, на рынок образования, при этом констатируя рост количества абитуриентов в связи с осознанием необходимости постоянного обучения для поддержания конкурентоспособности на рынке труда. При рассмотрении современного состояния рынка образования автор концентрируется на социальной мобильности студентов и коммерциализации, свидетельствующей о переходе образования в разряд торгуемых услуг. В данном контексте акцент сделан на роли государства в предоставлении заинтересованным абитуриентам возможности финансирования образования и в контроле качества образовательных услуг с учетом динамики рынка труда. Рассматривая растущий спрос на образование и глобализацию образовательного рынка в эпоху цифровизации, автор формулирует возможный сценарий развития высших учебных заведений, проводя деление на «массовые» заведения, предлагающие преимущественно узкоспециализированные он-лайн курсы, и «элитные», фокусирующиеся на широкопрофильном образовании с большим количеством аудиторных часов и значительным взаимодействием с преподавателями на базе реального сотрудничества и интерактивных платформ. В заключении автор обосновывает важность качества образования как основного критерия при ранжировании ВУЗов.

Ключевые слова. Третья волна, социальная мобильность, коммерциализация образования, высшие учебные заведения (ВУЗы), «массовые» ВУЗы, «элитные» ВУЗы.

Баркова Э.В.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В ПРОЕКЦИИ ЭКОФИЛОСОФИИ: К АНАЛИЗУ «ГРЯДУЩЕГО ХАМА» Д.С. МЕРЕЖКОВСКОГО

Аннотация.  Судьбу цивилизации и перспективы человека в современной рискогенной ситуации автор связывает с возможностями совершенствования культуры – условия развития новых знаний, технологий и ответственного выбора за будущее Земли. Поиск новых решений актуализирует исследование тех аспектов человеческого капитала, в которых проявляются ресурсы востребованности человека как субъекта жизнесохраняющего планетарного мышления. Цель статьи – осуществить опыт рефлексии человеческого капитала в логике экофилософии, центрированной идеей органической связи человека, природы, культуры Земли. Такая стратегия, раздвигая горизонты исследовательского поля, ведет к трансформации оценок ряда произведений в истории культуры, что показано на примере написанной в 1905 г. работы Д.С. Мережковского «Грядущий Хам». Методологией исследования является экофилософия – направление современного знания, установки которого направлены на жизнесохраняющее освоение мира человека как субъекта Земли, взятого в его всеобщности и универсальности связей с природой, культурой, историей. В отличие от экофилософии, для позитивизма, ставшего мейнстримом в пространстве современной науки, характерен отказ от метафизических исследований смысла и цели жизни, а человеческий капитал сводится к неадекватно-узкому для его раскрытия пространству эмпиризма. Д.С. Мережковский предостерегает Россию от ставшей реальностью в Европе эры одномерного, лишенного глубины культуры человека-мещанина. «Пришествие» этого типа – Хама, опасно и неизбежно, если Россия и Европа не откажутся от позитивистской модели мировоззрения, в которой сняты глубинные пласты жизни. Позиция Мережковского оценивается автором с позиции экофилософии неоднозначно: подчеркнута продуктивность его «всечеловеческого» подхода, последовательная критика «мертвого позитивизма самодержавной и православной казенщины» как мировоззрения мещанства, ведущего к милитаризму и шовинизму, внимание к свободе личности, ответственности интеллигенции, а с другой стороны – утопичность и иллюзорность надежды на путь религиозного и общественного обновления как условия решения проблем страны. Проведенный в статье анализ человеческого капитала позволяет указать на риски, не попавшие в поле зрения его современных исследователей эко-ориентированные стратегии и направления экофилософского развития.

Ключевые слова. Человеческий капитал, культура, философская картина мира, методология, позитивизм, экофилософия, жизнь, Д.С. Мережковский, религия, «Грядущий Хам».

Козлова Т.З.
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЯН: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

Аннотация.  В статье рассматривается эмоционально-психологическое состояние россиян по полу. Статья написана на материалах социологического исследования, котороё провёл Институт социологии РАН в конце 2016 года. Результаты исследования показали, что у женщин по сравнению с мужчинами эмоционально-психологическое состояние несколько хуже.

Ключевые слова: гендер, мужчина, женщина, эмоционально-психологическое состояние, контракт, «работающая женщина», семья.

Наумова Е.Е.
ПОЭТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ В ВОКАЛЬНЫХ АНСАМБЛЯХ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ

Аннотация.  В статье впервые рассматривается семантическое взаимодействие музыки со словом в рамках вокального ансамбля. Исследуются примеры предложенного жанра исключительно в русской музыке на русские поэтические тексты. Современные системные подходы к проблеме, настаивают на равноправно осуществляемых музыковедческих и филологических подходах. Жанр вокального ансамбля развивался в культурном пространстве ХIХ–начала ХХ веков, и питался теми же поэтическими источниками, что и романс. Стало традиционным озвучивание одного и того же стихотворения разными композиторами. Наибольшее число обращений принадлежит стихотворениям, автором которых является Михаил Юрьевич Лермонтов, на основе которых создавались многочисленные музыкально-поэтические варианты. Многие исследователи отмечали необычайную музыкальность стиха М. Лермонтова, чем можно обусловить популярность стихотворений поэта. Повторы – важнейшие элементы формообразования в вокальном ансамбле могут на какой-то момент деформировать структуру поэтического текста, но тот же прием может приводить к жанровому переосмыслению текста. Анализируя взаимосвязь текстовой стороны и музыки в вокальном ансамбле можно сделать выводы, что этому жанру вполне удалось войти в разные сферы вокальной музыки, где литературный источник был так важен для русских композиторов: от романсов до опер, от вокальных циклов до отдельных хоров, ораторий, кантат.

Ключевые слова: вокальный ансамбль, голос, поэтические источники, салонный жанр, дуэт, диалог.

Маркина О.А.
МОТИВАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И РОДИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ ЖЕНЩИН-УСЫНОВИТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация.  Данная статья посвящена рассмотрению проблемы усыновления в России. Автор анализирует структурные изменения в современной семье, проблемы, которые влекут за собой появление детей-сирот. Представлена разработанная авторская структура причин появления детей-сирот и рассмотрены существующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: детский дом, опека или попечительство, патронатное воспитание, приемная семья, семейно-воспитательная группа, «гостевая» семья, фостеровская семья, детские деревни-SOS и усыновление. Выделено усыновление как приоритетная форма устройства детей-сирот и описана структура психологической готовности к воспитанию ребенка-сироты. Выявлена необходимость диагностировать кандидатов в усыновители в целях выявления их мотивационной сферы и родительских установок. С помощью подобранного инструментария для диагностики родительских установок, мотивационной сферы и разработанной автором методики диагностики мотивации усыновления было проведено исследование, нацеленное на выявление и сравнения указанных психологических характеристик у усыновителей, матерей, у которых – двое родных детей, и женщин без опыта материнства. Результаты исследования были представлены в виде основных характеристик каждой группы диагностируемых. Анализ исследования позволяет утверждать о различности психологических характеристик усыновителей и родных матерей, но возможной схожести женщин без опыта материнства по своему родительскому отношению с усыновителями.

Ключевые слова: усыновитель, ребенок-сирота, мотивационная сфера, родительские установки, направленность личности, взаимодействие, успешность родительства.

Плахута О.Г.
НАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВНЕДРЕНИЯ В СИСТЕМУ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЕЙНОЙ ЗАБОТЫ

Аннотация.  В статье проанализированы научные предпосылки внедрения в систему жизнеустройства детей-сирот модели профессиональной замещающей семейной заботы. Особое внимание уделяется современной подготовке граждан, желающих взять на воспитание в свою семью ребенка-сироту (детей) к замещающей семейной заботе. Приходится констатировать, что в настоящее время фактически стихийно формируется группа людей, которая определена как профессиональная группа под названием «приемные родители», на которых ложится тяжелый груз ответственности за воспитание и развитие наиболее сложной категории детей-сирот, большинство из которых имеют выраженные депривационные расстройства; соматические заболевания; пограничные психические расстройства и грубые психические патологии. Акценты ставятся на том, что последствия подобного подхода к проблеме жизнеустройства детей-сирот непредсказуемы. Подчеркивается, что, по мнению подавляющего большинства ученых и практиков системы жизнеустройства детей-сирот, проблема компенсации депривационных расстройств остается проблематичной и доступна исключительно профессионалам. Предлагается рассмотрение проблемы жизнеустройства детей-сирот с позиции профессиологического подхода. Практика показывает, что для осуществления деятельности по замещающей семейной заботе недостаточно скоротечно сформированной информации о проблеме сиротства. Данный вид деятельности требует от человека определенной системы углубленных знаний, умений, навыков и профессионально важных качеств. Данный путь решения проблемы, предлагаемый автором, по сути, является инновационным, так как рассматривается в системе жизнеустройства детей-сирот впервые. Подчеркивается, что разработка модели профессиональной замещающей семейной заботы, ядром которой является специалист не только знающий что, а понимающий и умеющий как и для чего применить знания в данной области и какие знания необходимы для решения насущных задач в интересах детей-сирот и воспитания полноценного члена общества, представляется сегодня важнейшей научной задачей.

Ключевые слова: жизнеустройство детей-сирот, институциональные учреждения, последствия депривации, сопровождение приемных (замещающих) семей, проблемы компенсации депривационных расстройств, модель системы профессиональной замещающей семейной заботы, специалист по вопросам замещающей семейной заботы.

Рыженков В.В.
ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТЕЙ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Аннотация.  Данная статья, являясь универсальным источником знаний, всецело отвечает на вопросы, касающиеся межкультурного взаимодействия. В связи с глобализацией мирового сообщества, появляется необходимость в более тщательном изучении этого феномена, а также в создании специальных условий, обеспечивающих комфортное протекание этого процесса. Сложность заключается в том, что в науке нет литературы, которая может достаточно полно и всесторонне рассказать о межкультурном взаимодействии: происхождении данной категории, видах рассматриваемого явления, трудностях этого феномена, а также ценностях, которые помогут прийти к позитивной фазе межкультурного взаимодействия. Ученым и исследователям приходиться тратить много времени на изучение литературы. В связи с чем, было принято решение создать универсальный источник знания, максимально подробно раскрывающий изучаемое явление. Материал, изложенный в этом документе, собран благодаря глубокому анализу различных научных трудов и дает наиболее комплексное понимание такого феномена как межкультурное взаимодействие. Данная статья будет полезна в понимании межкультурного взаимодействия и экономии времени не только исследователям, но и педагогам, цель которых создать комфортную интернациональную среду.

Ключевые слова: взаимодействие, культура, культурное взаимодействие, межкультурное взаимодействие, виды межкультурного взаимодействия, ценности межкультурного взаимодействия, проблемы межкультурного взаимодействия, трудности межкультурного взаимодействия.

Слуцкая И.И.
«ЧЕЛОВЕК КУЛЬТУРНЫЙ» В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация.  В статье приводится исторический анализ различных концепций «человека культурного» с позиций философско-культурологической мысли, выявляется сущность понятий «культурность» в сопоставлении с «интеллигентностью», «образованностью». Автором затрагивается важнейшая проблема современной культуры – «омассовление» общества. Автор видит выход из сложившейся ситуации в формировании гуманитарной культуры личности, ее творческого начала, созидательной направленности, т.к. истинная самоценность культурного человека заключается в плодах его созидательного труда.

Ключевые слова: человек культурный, интеллигентность, образование, массовое общество, гуманитарная культура, творчество, созидание.

Нгием Суан Зунг
ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЬЕТНАМА В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

Аннотация.  В статье рассмотрены проблемы толкования государственного регулирования учреждений высшего образований во Вьетнаме в настоящее время: правовая система не имеет единообразия, критерии оценки качества высших учебных заведений отсутствуют в стратификации, применение несогласованных стандартов оценки и требований к стандартизации, аппарат государственного управления для высшего образования является фрагментированным, и существует перекрытие между функциями государственного управления и функциями предоставления государственных услуг. На основании анализа существующих проблем, выявлены требования к Вьетнамскому государству в управлении учреждений высшего образований. А также обоснованы необходимые решения совершенствования государственного регулирования учреждений высшего образований во Вьетнаме.

Ключевые слова: государственное регулирование, учреждения, высшее образование, управление, стандартизация, Вьетнам.

РАЗДЕЛ III. Проблемы эффективного развития и самореализации субъекта труда и жизненной стратегии

Горобец Т.Н., Ковалёв В.В., Манолова О.Н., Плохоцкий А.И.
ПРЕСКРИПТИВНАЯ МОДЕЛЬ «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ»

Аннотация.  В статье рассматривается ключевой вопрос об управленческой готовности руководителя к профессиональной деятельности. Проведённые в данной области исследования в контексте организационной психологии, социальной психологии и психологии профессиональной деятельности позволили обобщить результаты исследований других современных учёных, которые сумели создать Модель ключевых показателей управленческой готовности руководителя. На структуру этой модели сделана опора при построении предложенной прескриптивной модели «Психофизиологические предикторы управленческой готовности руководителя». В прескриптивной модели прослеживается возможность взаимообусловленности психофизиологических показателей, полученных в результате биометрических исследований, с индикаторами модели управленческой готовности руководителя, предлагается диалектическое разделение предполагаемых результатов исследования на общее и особенное. Предполагается, что это даст возможность использовать на практике соотнесение психофизиологических показателей и индикаторов управленческой готовности при предложении использования ресурсного потенциала руководителя в контексте его готовности выполнять функции лидера, менеджера или эксперта.

Ключевые слова: управленческая готовность, лидерская готовность, менеджерская готовность, экспертная готовность, психофизиологические предикторы управленческой готовности.

Катахова С.С.
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ИНТЕГРАТИВНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Аннотация. Совершенствование работы медицинских учреждений России в рамках модернизации системы здравоохранения является первостепенной задачей, поэтому в данной статье автор наряду с другими исследователями определяет управленческую компетентность руководителя как совокупность компетенций в терминах определенных способностей к выполнению действий в контексте работы. Согласно автору, управленческая компетентность имеет такие ключевые составляющие как: профессиональную, личностную, социальную, психологическую. При этом автор особое внимание уделяет в своей статье психологической компетенции как важного условия профессионализма руководителя в системе здравоохранения. Отмечено, что специфика отрасли здравоохранения предполагает наличие у руководителя медицинского учреждения не только профессиональных знаний, но и знаний психологии управления для эффективного выполнения им своих функций, то есть психологическая составляющая априори заложена в основе руководящей деятельности. В статье приведены основные стили управления, рассматриваемые на современном этапе как наиболее эффективные. Автором отмечено, что выбор стиля руководства должен определяться поставленными задачами, а процесс принятия управленческого решения представляет собой сложный психологический процесс, основанный на индивидуальных поведенческих предпочтениях руководителя, при этом его поведенческая стратегия оказывает серьезное влияние на решение проблемных ситуаций в условиях неопределенности.

Ключевые слова: Профессиональная компетентность, психологическая компетенция, руководитель в системе здравоохранении, стили управления, лечебное учреждение, кадровое обеспечение, деятельность.