РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Загора М.Г.
НА СЛУЖБЕ ИМПЕРИИ: НАЧАЛЬНИК ФИНЛЯНДСКОГО
ЖАНДАРМСКОГО УПРАВЛЕНИЯ АВГУСТ ТОБИЗЕН (1810–1885)

Аннотация. Настоящая статья на примере жизни начальника Финляндского жандармского управления Августа Тобизена раскрывает элементы, сопровождавшие государственную службу в Российской империи в XIX в. Получение прав российского дворянства, служение во флоте, смена одного рода деятельности на другой, а также служба в рядах политической полиции на территории особенного региона империи, Великого княжества Финляндского, – всё это проанализировано в статье. Жандармской службе, а именно, её организации в Российской империи, механизму зачисления в офицеры, назначениям, полномочиям, задачам и заслугам, уделено особое внимание. Показана работа жандармского штаб-офицера в Финляндии и его собственное отношение к служебным обязанностям. Кроме того, поднимается тема национального вопроса в империи, и приводится мнение имперского жандарма о нём.

Макаревич О.Л.
СТАНОВЛЕНИЕ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАКАНУНЕ И В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ МИЛЮТИНСКИХ РЕФОРМ (1831–1875 гг.)

Аннотация. В статье раскрыты основные направления зарождения мобилизационной подготовки в Российской империи от проведения отдельных мероприятий до создания целостной системы, направленной на проведение мобилизации в государстве в период с 1831 по 1875 г.

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Ерофеева М.А., Шанин С.В., Коповая О.В.
ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В современных реалиях важнейшим инструментом контроля над процессом формирования социальных представлений и установок является целенаправленное формирование групповой и индивидуальной культуры медиапотребления. Разработанная программа формирования культуры медиапотребления обучающихся представляет собой индивидуальную когнитивную переработку медиаинформации, включая способы и критерии оценки медиапродуктов. Авторами дается развернутое описание одного из возможных вариантов специальных обучающих программ, способствующих коррекции индивидуальных и развитию групповых стандартов медиапотребления. Созданные обучающие упражнения позволяют стимулировать участников тренинга к пониманию необходимости формирования осознанного медиапотребления и направляют их внимание на ключевые составляющие этого процесса. Авторская разработка и апробация тренинга проводились с 2019 по 2020 годы на базе профессиональной образовательной организации «Саратовский техникум отраслевых технологий». В исследовании приняли участие 60 студентов. Программа групповых занятий состояла из трех структурно-содержательных блоков, каждый из которых направлен на решение одной из трех основных задач. Примененный метод математической статистики (коэффициенты взаимной сопряженности Пирсона и Чупрова) позволил констатировать эффективность авторской программы. Кроме того, по итогам апробации программы авторы отмечают, что конечные цели и конкретные задачи в сфере формирования культуры потребления медиаинформации могут быть корректно сформулированы при условии сбалансированного междисциплинарного анализа существующих тенденций и установок массового сознания. Эти цели и задачи должны отражать потребность обучающихся в выработке таких стратегий, методов и норм когнитивной и индивидуально-регулятивной деятельности, которые позволяют адекватно реагировать на эксплозивную динамику развития информационно-виртуального пространства как технологическую основу современных массмедиа.

Карапетян Л.В.
ОПТИМИЗМ/ПЕССИМИЗМ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

Аннотация. Введение в нашей стране режима самоизоляции на длительный срок эпидемиологических рисков, вызванных пандемией, безусловно, оказывает позитивное воздействие на соматическое здоровье населения. Однако для большого количества граждан неизбежны его негативные психологические последствия. Оказавшись в условиях физической изоляции, финансовых потерь, крушения планов люди испытывают целый спектр негативных эмоций. Вместе с тем, часть граждан находит ресурсы для того, чтобы справиться со сложившейся ситуацией, сохранить оптимальный психоэмоциональный фон. Выявление и изучение предикторов сохранения внутреннего благополучия является актуальным для психологической науки. В данном исследовании мы изучали влияние оптимизма/пессимизма на переживание эмоционально-личностного благополучия. Результаты исследований, проведенных как зарубежными, так и отечественными учеными, не дают однозначного ответа на вопросы: является ли оптимизм предиктором внутреннего благополучия, и связан ли пессимизм с внутренним неблагополучием? Выборка состояла из 1041 человек, это были люди разного пола, возраста, профессионально-образовательного статуса. Были применены следующие психодиагностические методы: методика стиля атрибуции (Seligman Attrbution Style Questionnaire – SASQ) и методика самооценки эмоционально-личностного благополучия (СЭЛБ). Результаты показали, что в выборке в целом сбалансированы оптимистический и пессимистический стили атрибуции. При этом мужчины по ряду параметров более оптимистичны, чем женщины. Оптимистический атрибутивный стиль характерен для возраста до 25 лет, а в возрасте 46-55 лет преобладает пессимистический настрой. Из профессиональных групп в меньшей степени склонны к оптимистичному взгляду на жизнь представители производственной интеллигенции. Установлено, что оптимистический стиль атрибуции является предиктором эмоционально-личностного благополучия, тогда как пессимистический атрибутивный стиль не детерминирует состояния эмоционально-личностного неблагополучия.

Коган Е.А.
БУДУЩИЕ ИНЖЕНЕРЫ О ДНЕ ПОБЕДЫ И ПАТРИОТИЗМЕ

Аннотация. Исследования, связанные с Великой Отечественной войной, особенно актуальны в год 75-летия Победы. Именно от современного молодого поколения зависит сохранение памяти о героях и событиях того периода в истории нашей страны. В статье представлены результаты опроса студентов, посвященного их отношению ко Дню Победы и оценке патриотизма. Данные были получены в рамках федерального социологического исследования «Отношение студенчества к Великой Отечественной войне», проведенного под руководством Ю.Р. Вишневского (выборка составила более 10 тысяч студентов). В качестве метода исследования использовался онлайн-опрос. В опросе приняли участие 150 студентов МАИ, обучающихся на различных факультетах. Опрос показал, что в сознании большинства студентов сохраняется память о войне и подвигах старших поколений. Но многие будущие инженеры являются пассивными участниками празднования Дня Победы, несмотря на высокую значимость этого события для них и их семей. В акции «Бессмертный полк» принимает участие незначительная доля студентов, хотя большинство оценивают ее позитивно. Более 60% в целом могут назвать себя патриотами, но абсолютно в этом уверены чуть больше 10%. Необходимо не только более активно вовлекать молодёжь в мероприятия, посвященные празднованию Дню Победы, но и повышать их информированность и интерес к истории своей страны.

Останина Е.А., Самойлов А.В.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Аннотация. В последнее десятилетие внимание к проблемам информационной безопасности получило широкое распространение во всем мире, в том числе и в Российской Федерации. Усилия, направленные на обеспечение информационной безопасности, стали неотъемлемой частью деятельности практически любого государства. В статье приведен анализ категории «информационная безопасность», отражено текущее состояние общей компетентности офицерских кадров в области информационной безопасности в одном из родов войск. Раскрыто ее место и роль в вооруженных силах и в системе национальной безопасности в целом. Рассмотрено происхождение феномена информационной безопасности, ее сущность и структура.

В этой связи поднимаются вопросы обеспечения информационной безопасности государства в целом и гаранта национальной безопасности – вооруженных сил. Главенствующей задачей является подготовка военнослужащего к действиям в условиях информационного воздействия и способность противодействия ему. Решение обозначенных в статье частных задач призвано способствовать формированию профессиональной компетентности офицерских кадров в области информационной безопасности.

Салахова В.Б., Ерофеева М.А., Артамонова Е.Г.
ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена тем, что в современных условиях развития общества совершенствование системы профилактики террористической и экстремистской идеологии в подростковой и молодежной среде является одной из приоритетных направлений государственной политики в рамках обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. В статье представлены результаты мониторингового исследования о состоянии системы профилактики преступлений террористического характера и экстремистской направленности на территории субъектов Российской Федерации.  Сделаны выводы о том, что в настоящее время создана и реализуется эффективная система профилактики, отличающаяся высокими показателями продуктивности. Доказано, что реализованный на территории субъектов Российской Федерации комплекс мер по профилактике экстремистской и террористической идеологии способствует сокращению преступности среди несовершеннолетних; а также обеспечивает снижение показателей доли детей и подростков, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав. Определено, что итогом деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленной на профилактику экстремисткой и террористической идеологии среди обучающихся, должен являться комплекс дополнительных мер, обеспечивающий предотвращение актов терроризма, проявлений религиозного радикализма, национализма, сепаратизма, иных форм экстремизма, организованной преступности и других преступных посягательств на права и свободу человека, государственную и частную собственность, общественный порядок и общественную безопасность.

Удавихина У.А.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ МЕДИАЦИИ

Аннотация. Медиация является одним из видов альтернативного разрешения споров, и в научной литературе преобладает ее понимание как процесса или процедуры. Рассмотрение социально-психологического аспекта медиации редко встречается в трудах зарубежных и отечественных исследователей. Была выдвинута гипотеза о существовании социально-психологических особенностей профессиональной деятельности медиатора, проявляющихся в социально-психологических особенностях и социальных ориентациях медиаторов и их клиентов. В исследовании приняли участие 198 человек, из них 98 медиаторов и 100 клиентов, обращавшихся к услугам медиатора. Измерялись: личностные профили социальных ориентаций, использование медиативных подходов, переговорный стиль в медиации, уровень субъективной успешности профессиональной деятельности медиатора. Обработка данных: частотный анализ, корреляционный анализ с применением t-критерия для независимых выборок, хи-квадрата Пирсона и r-Спирмена. Полученные результаты: среди медиаторов чаще встречаются люди, склонные к доминированию, в то время как клиенты, которые обращаются к услугам медиаторов, имеют склонность к ведомому поведению. Существуют различия взаимооценок личностных профилей социальных ориентаций медиаторов и их клиентов. Каждый медиативный подход и переговорный стиль характеризуется своим набором взаимосвязей с характеристиками личностного профиля социальных ориентаций медиатора, особенностями и самооценке его работы.

Фарбер А.В.
ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЖЕНЩИН-РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Аннотация. В статье автор анализируют результаты трудов ученых, которые изучают феномен руководителя с позиции гендерного подхода. Выделены основные векторы исследований в этой области, а также рассмотрены актуальные тенденции в изучении гендерных аспектов руководителей. Использование зарубежного опыта даст возможность повысить роль женщины в организации управленческой деятельности, которая, в свою очередь, будет оказывать влияние на обеспечение эффективности деятельности предприятий. В статье обобщены основные разработки по гендерным исследованиям руководства и лидерства, различные теории, концепции, постулаты, акцентируется внимание на преимуществах гендерного фактора над лидерской ролью. Констатировано, что усвоение гендерно-ролевых моделей поведения (в частности – формирование нормативных образов феминности и маскулинности) происходит в контексте онтогенезу гендерно-ролевых стандартов (типичных образцов (моделей), устоявшихся, эмоционально окрашенных представлений (убеждений) относительно поведения и характеристик характера мужчин и женщин. Доказано, что проблема организации должностного продвижения женщин на предприятии требует пристального внимания, имеет субъективную сторону, следовательно, должна учитывать ожидания женщин о возможностях их карьерного продвижения и существования предпосылок к совершению этого процесса, то есть наличие соответствующих знаний, опыта, личностных качеств к занятию более значимой должности, а также объективная сторона – учет потребностей предприятия.

Шайхутдинов Р.Р., Печерская А.Б.
ФОРМИРОВАНИЕ ШТРИХА STACCATO В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

Аннотация. В статье рассматривается ряд вопросов, связанных с музыкальной и исполнительской подготовкой студентов-пианистов. Проблема формирования исполнительских, в данном случае – артикуляционных навыков, одна из основных в фортепианной педагогике. Артикуляционный комплекс, рассматриваемый в широком историческом формате, является основой исполнительской выразительности, направленной на выявление смысловой сущности музыкального произведения. Анализируя методическую литературу, авторы пришли к выводу, что имеется существенный пробел в практико-ориентированных указаниях формирования тех или иных артикуляционных приемах, в частности штриха staccato, исторически являющегося первоначальным способом звукоизвлечения на клавишных музыкальных инструментах. В статье предложены методико-технологические приемы для восполнения данного педагогического пробела. Опираясь на теоретический и практический опыт работы, авторы приходят к выводу о необходимости разработки и внедрения целенаправленного методико-педагогического вектора воспитания у студентов-пианистов артикуляционного тезауруса, запускающего важный образовательный механизм – гносеологическую инициативу учащегося, заключающуюся в осмыслении, постижении, анализе и расшифровке смысловой сферы нотного текста и превращении его в музыкально-осознанный текст.

Шнурова Д.А., Корсакова И.А., Якутина Н.В., Лагутина А.Б.
ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ВОКАЛИСТА

Аннотация. В данной работе рассматривается проблема формирования здоровьесберегающих компетенций с учетом требований ФГОС при подготовке педагогов-вокалистов. Рассмотрен междисциплинарный подход при изучении профессиональных дисциплин, физической культуры, валеологии в вопросах, связанных со здоровьем, для повышения эффективности подготовки будущего специалиста. Изучен опыт внедрения интеграционного подхода для освоения здоровьесберегающих компетенций. Освещены физиолого-анатомические аспекты подготовки вокалистов с учетом индивидуальных возможностей восприятия каждого обучающегося, что обосновывает необходимость в личностно-ориентированном подходе. Авторы считают, что оптимальной для подготовки будущего педагога-вокалиста является кинестетическая модель, обеспечивающая умение создавать образовательную среду для формирования здоровьесберегающих компетенций у следующего поколения обучающихся.

РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ

Бакланова Т.И.
АВТОРСКАЯ СИСТЕМА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УРОКОВ МУЗЫКИ И ВНЕУРОЧНОЙ (КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБНОВЛЕННЫМ УЧЕБНИКАМ МУЗЫКИ

Аннотация. В современных противоречивых условиях развития общего образования, повышения роли дистанционных форм работы образовательных организаций значительно возросла потребность учителей и других участников образовательного процесса в системном учебно-методическом обеспечении уроков и внеурочной деятельности по учебникам, включенным в действующий Федеральный перечень учебников. Это относится и к учебникам музыки автора данной статьи, издаваемым с 2006 г. и недавно обновленным в соответствии с требованиями действующих Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Примерной рабочей программы учебного предмета «Музыка». В связи с предусмотренной этими государственными документами взаимосвязью уроков музыки и внеурочной деятельности, содержание обновленных учебников музыки может реализовываться не только в форме урока, но и в различных культурно-досуговых мероприятиях – школьных концертах, музыкальных спектаклях, праздниках, фестивалях, конкурсах и др., а также на занятиях детских творческих музыкальных объединений (школьных хоров, фольклорных ансамблей, музыкальных театров и др.). Освоению содержания учебников способствуют задания и проекты, выполняемые обучающимися с использованием электронных образовательных ресурсов, виртуальной музыкальной среды. Авторская система учебно-методического обеспечения научно обоснована. Она базируется на авторской концепции преподавания музыки в начальной школе и включает несколько взаимосвязанных компонентов: целевой, структурный, содержательный и др. В эту систему входят следующие электронные и бумажные издания: программа учебного предмета «Музыка» для 1-4 классов; методические пособия для учителей музыки; нотные хрестоматии; аудиоприложения к учебникам; рабочие тетради под названием «Дневник музыкальных путешествий». Обновленные учебники и соответствующая им система учебно-методического обеспечения уроков и внеурочной (культурно-досуговой) деятельности имеют ярко выраженную направленность на повышение воспитательной эффективности обучения музыке.

Гринева М.В., Пантюхина Л.В.
К ВОПРОСУ О ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ КУРСА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЕРЕВОДА ДЛЯ БАКАЛАВРОВ-ЭКОНОМИСТОВ)

Аннотация. В статье анализируется практический опыт дистанционной работы по курсу экономического перевода в бакалавриате МГИМО (У) МИД России. Определено место онлайн-занятия в формате видеоконференции как аналога очного аудиторного занятия в чрезвычайных обстоятельствах, позволяющего решить задачи данного курса по формированию профессионально значимых компетенций экономистов-международников. Раскрывается обучающий и мотивационный потенциал синхронных и асинхронных средств дистанционного обучения языку профессии, а также предлагаются пути преодоления трудностей, вытекающих из его особенностей.

Иоголевич Н.И., Сарпова О.В., Филимонова Л.А., Васюра С.А.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ «КОМАНДНАЯ РАБОТА И ЛИДЕРСТВО» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СТРОИТЕЛЕЙ

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования и развития группы компетенций «Командная работа и лидерство» у обучающихся по инженерно-техническим направлениям подготовки уровня магистратуры. Развитие данной группы компетенций является одной из приоритетных задач высшего образования согласно запросам потенциального работодателя в практико-ориентированном формате подготовки кадров. Работодатели предъявляют определенные требования к уровню сформированности этих компетенций у будущих сотрудников руководящего звена.

Показано, что командная работа в секторах экономики, связанных с созданием объектов капитального строительства в системе национального имущества России сведена к формированию принципов реализации инвестиционно-строительных проектов, в которых участвует большое количество заинтересованных лиц – стейкхолдеров. Авторы выделяют следующие особенности командной работы в таких проектах: уникальность, большее количество со-команд, наличие разных целей команд, работающих над проектом, включение команды в работу над проектом на определенных этапах его осуществления. Все это требует от участников инвестиционно-строительного проекта знаний и умений, обеспечивающих формирование и развитие команды, готовность сделать ее высокоэффективной.

Предложена модель формирования группы универсальных компетенций «Командная работа и лидерство» у магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 08.04.01. Строительство. Модель основана на компетентностном подходе, технологии проектного обучения, ориентированной на междисциплинарные связи, апробирована в рамках учебного процесса формирования данной группы компетенций у обучающихся по вышеуказанному направлению подготовки.

Предполагается, что использование авторской модели позволит выпускникам магистратуры эффективно решать профессиональные проблемы и задачи в сфере строительства, которая остается традиционным «локомотивом» для российской экономики в очередной виток кризиса.

Чупракова А.А., Шамардина М.В., Киреева Н.В.
ПСИХОЛОГИЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ СОТРУДНИКОВ МЧС В КОНТЕКСТЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье авторами проанализированы теоретико-методологические подходы к исследованию особенностей формирования профессиональных деформаций и жизнестойкости сотрудников МЧС, представлен диагностический инструментарий для измерения данных психологических конструктов. Авторами показано сравнение средних значений составляющих эмоционального выгорания сотрудников МЧС с учетом стажа работы, влияющими на формирование профессиональных деформаций личности, показана структура взаимосвязей в контексте жизнестойкости личности. Результаты исследования подтверждают сформированность устойчивости к жизненным обстоятельствам у сотрудников МЧС.

Легконогих А.Н., Головко Т.Г., Блинова Е.Е., Легконогих Н.И.
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ-ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ ДИСТАНЦИОННО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. Актуальность исследования подтверждается тем, что для педагогов дошкольных образовательных учреждений важно совершенствовать имеющийся опыт и навыки педагогической деятельности, повышать свои знания по работе с детьми с целью формирования и повышения их профессионального статуса, а также находить новые приемы взаимодействия с подрастающим поколением. Целью данной статьи является изучение эффективности использования компьютерных технологий в дистанционной работе для повышения профессионального мастерства педагогов дошкольных образовательных учреждений. В задачи входит выявление тенденций использования компьютерных технологий в работе с преподавателями для повышения их квалификации, выявление преимуществ, недостатков и активности обучения, а также оценка эффективности этого процесса. Исследование проводилось эмпирически на локальном рынке, посредством онлайн-опроса репрезентативной выборки педагогов-воспитателей дошкольных образовательных учреждений г. Ростова-на-Дону. Результаты исследования обсуждались дистанционно среди преподавательского состава кафедры, а также в онлайн-конференции с педагогами дошкольных образовательных учреждений, в ходе которой были определены направления профессиональной подготовки, прерогативы в дальнейшем развитии дистанционного обучения и программных средств. Результаты проведенного исследования продемонстрировали важность и целесообразность не только регулярного повышения квалификации педагогов, но и совершенствования самого процесса, включая обязательное использование дистанционных средств и методов, позволяющих анализировать, применять международный опыт и накопленные знания.

Лихачева Э.В., Николаева Л.П., Огнев А.С., Галой Н.Ю., Запесоцкая И.В.
ОКУЛОГРАФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРЕОБЛАДАНИЯ ПОЗИТИВНЫХ ИЛИ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

Аннотация. В статье показано, как с помощью специальным образом подобранных визуальных стимулов в ходе окулографического анализа данных айтрекера можно установить характер преобладающего эмоционального состояния респондента. Путем корреляционного и факторного анализа установлено, что показателями такого состояния служат повышенное внимание респондента к деталям стимулов с негативной эмоциональной окраской (лица охваченных негативными переживаниями людей, геометрические фигуры черного, серого, коричневого цвета, драматические сюжеты, изображения различного рода опасностей). Также показано, что преобладание у респондента положительных эмоций, позитивное эмоциональное состояние может быть обнаружено по результатам окулографического анализа по предпочтительному пребыванию взора тестируемого в местах расположения изображений с выраженной позитивной, жизнеутверждающей направленностью (радостные лица, веселые сюжеты, окрашенные в светлые цвета геометрические фигуры). Показателями повышенной настороженности, тревожного самоконтроля может служить повышенное внимание к символическим обозначениям власти, лидерства, персонального превосходства в сочетании с преимущественной фиксацией взора на сегментах, олицетворяющих скрытность, сдержанность, а также стремление к покою и безопасности. В этом случае в рамках одних визуальных стимулов повышенное внимание уделяется геометрическим фигурам серого цвета, синего и зеленого цвета, а в рамках других – фигурам красного цветам, изображениям победителей.

Огнев А.С., Лихачева Э.В., Николаева Л.П.
ОКУЛОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СИТУАТИВНЫХ УСТАНОВОК, КОГНИТИВНЫХ СХЕМ И ЖИЗНЕННЫХ СЦЕНАРИЕВ КАК РАЗНОУРОВНЕВЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ХАРАКТЕРА

Аннотация. В работе для операционального описания характера в качестве предиктора наиболее вероятного поведения человека использованы такие его разноуровневые составляющие, как ситуативные установки, когнитивные схемы и жизненные сценарии. Для обозначения общности и отличительных особенностей этих конструктов использованы логически взаимосвязанные и выявляемые на поведенческом уровне их следующие проявления: общий план, целостная модель того, чего человек собирается добиться в своей жизни как манифестация жизненного сценария; то, на что обычно (т.е. в связи с реализуемым сценарием жизни) человек обращает внимание как показатель содержания, демонстрация характерных для него когнитивных схем; то, что человек непроизвольно из раза в раз совершает в определенных ситуациях как отражение характерных для человека ситуативных установок. Эмпирическая часть исследования посвящена проверке предположения о том, что использование наборов связанных указанной логикой визуальных стимулов в айтрекинге позволяет выявлять все перечисленные составляющие характера человека и существующие между ними корреляции. На основе статистической обработки окулометрических характеристик взора и с учетом анализа результатов послетестовых бесед с каждым респондентом сделан вывод о правомерности этого предположения. Показана принципиальная возможность оперативно выявлять таким путем ситуативные установки, когнитивные схемы и социально-ролевые особенности жизненных сценариев, характерных как для отдельного респондента, и даже состоящей из них группы в целом. Отмечено, что послетестовые беседы в этом случае приобретают характер совместного исследования с элементами оперативного консультирования, предметность, реализация принципа «здесь и сейчас» в котором обеспечивается работой с аутентичными для респондентов окулографическими отображениями их собственных глазодвигательных реакций. Подтверждением продуктивности такого консультирования служат неизменно наблюдающееся обретение респондентами внутреннего спокойствия, душевного равновесия и заявления о значимости полученного ими нового опыта.

Овсянникова О.А.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. В статье анализируются современные методы, выявляющие зависимость речевой компетентности обучающихся от различных факторов в целях совершенствования речевой культуры будущих специалистов. Раскрываются особенности проведения констатирующего эксперимента, показывающие условия развития речевой компетентности обучающихся. Выявляются факторы, влияющие на формирование речевой компетентности. К ним следует отнести следующие: информационная среда вуза, чтение специальной литературы, чтение художественной литературы, самообразование, изучение ораторского искусства, развитие коммуникативных навыков общения с коллегами. Также факторами, обеспечивающими эффективность формирования речевой компетентности обучающихся, выступают понимание значимости речевой компетентности в профессиональной деятельности как студентами, так и преподавателями; индивидуальный и дифференцированный подход к каждому обучающемуся в образовательном процессе в результате формирования у них речевой компетентности.

Акимов А.А., Полищук С.В., Григорьев С.М.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В ПЕРИОД ИНФОДЕМИИ

Аннотация. В статье проанализированы вопросы влияния ложной информации, фейковых вбросов в СМИ на правосознание молодежи в целом и такой категории как молодые специалисты оборонно-промышленного комплекса (ОПК), в частности. Рассмотрен механизм психологического воздействия лжеинформации на сознание индивида, как феномен фейка и предложены варианты противодействия пагубному влиянию информационных атак в условиях информационной войны и тотальной инфодемии.

Салчак А.М.
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА ОТЦА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА

Аннотация. В работе представлены результаты сравнительного анализа образа отца тувинских подростков из полных и неполных семей. В данном исследовании приняли участие 60 человек: из них мальчиков 30, девочек 30 в возрасте 11-12 лет. Изучение образа отца проводилась с помощью методики СОЧ(И) – структура образа человека (иерархическая) В.Л. Ситникова. По данной методике выделена ранговая структура различных образов отца мальчиков и девочек из разных типов семей на основе количественного сравнения использования характеристик различных модальности. Анализ образа отца у подростков проводился с учетом половой принадлежности. У тувинских подростков преобладает два типа образа отца в зависимости от типа семьи. Для подростков из осиротевших и разведенных семей характерен стереотипный образ отца, сформированный на основе традиционных представлений, тувинской культуре. Образ отца подростков из полных семей, как правило, отличается индивидуальностью, так как он отражает не обобщенный культурой собирательный образ, а конкретные представления о реальном человеке.

Сирота Н.А., Зуйкова А.А., Сафронов А.И., Золотарева Л.И.
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ СУБЪЕКТИВНОЙ СЕМАНТИКИ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ ЛИЦАМИ ГРУППЫ АДДИКТИВНОГО РИСКА

Аннотация. В статье рассматривается проблема профилактики употребления психоактивных веществ лицами группы аддиктивного риска. Существующий интерес к данной проблеме не утрачивает своей актуальности. Отмечается, что в междисциплинарных исследованиях, реализуемых преимущественно на стыке медицины и психологии, особое внимание уделяется поиску методов диагностики и критериев оценки не только профилактического потенциала существующих программ, но и также личностных ресурсов лиц группы аддиктивного риска, раскрытию содержания деятельности личности по поддержанию и сохранению баланса между требованиями среды и своими ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям.

Авторами предполагается, что инструментом, позволяющим решить данную задачу, может быть применение психосемантического подхода. Это обусловлено тем, что выявление, описание и анализ ценностно-смысловых конструктов в поле индивидуального субъективного ценностно-смыслового пространства личности существенно расширяет возможности разработки, реализации, этапной и итоговой оценки эффективности профилактических программ.

С этой целью авторами был использован адаптированный метод изучения субъективного семантического пространства личности, разработанный Дж. Келли: «Репертуарный тест ролевых конструктов», результаты которого позволяют персонифицировать профилактическую работу с лицами группы аддиктивного риска, а также позволяют отслеживать динамику изменений в субъективном ценностно-смысловом пространстве личности и корректировать процесс профилактики употребления ПАВ.

Воробьева А.Е., Скипор С.И.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ХАРАКТЕРИСТИК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗООВОЛОНТЕРОВ И ВОЛОНТЕРОВ, ПОМОГАЮЩИХ ЛЮДЯМ

Аннотация. В статье представлены результаты сравнительного анализа характеристик деятельности волонтеров, которые помогают людям, и зооволонтеров, помогающих бездомным животным. Обзор литературы показывает, что подобные данные о волонтерах каждой из групп противоречивы, а по некоторым направлениям волонтерской активности недостаточны. Вместе с тем, информация о среднестатистическом волонтере, его круге обязанностей и занятости, кооперации внутри волонтерского сообщества может позволить некоммерческим организациям более эффективно набирать, обучать и удерживать волонтеров, а исследователям получить критерии для формирования выборок в рамках исследований различных направлений волонтерской активности.

Исследование было проведено среди волонтеров различных организаций, занятых помощью людям или помощью бездомным животным (N=189). Средним волонтером является женщина старше 34 лет, замужняя, работающая, получившая высшее образование. Социодемографические данные между группами волонтеров отличаются. Зооволонтеры в среднем старше, чаще не имеют детей и работают в медицине, образовании или некоммерческом секторе. Опрошенным были также заданы вопросы о частоте и видах волонтерской активности. Волонтеры, помогающие животным, сильнее вовлечены в добровольческую активность, зачастую помогают в одиночку, склонны брать на себя ответственность за судьбу подопечного. Волонтеры, помогающие людям, чаще заняты определенным видом помощи, сотрудничают с другими волонтерами и не проявляют волонтерскую активность на постоянной основе вне организаций, в которых состоят. Даны предложения по дальнейшим направлениям исследований.

Королёва В.В., Васина Н.В., Капранова М.В.
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ Г.О. КОРОЛЁВ

Аннотация. Статья посвящена вопросам координации системы образования, науки и бизнеса в контексте муниципального развития г.о. Королёв. Социальное партнерство рассматривается как эффективный механизм, имеющий значительные преимущества для организации системы профессионализации кадров, начиная с самых ранних ее этапов. В статье рассматриваются примеры функционирования механизма социального партнерства в сфере образования на территории г.о. Королев и обсуждаются перспективы его дальнейшего развития.

Блюдникова А.М.
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ РАННЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Проблема раннего музыкального развития детей дошкольного возраста была и остается актуальной в современной педагогике. Музыкальная деятельность ребенка способствует расширению его знаний и представлений о мире, развитию интеллектуально-творческой и психоэмоциональной сферы, таких качеств, как воображение и фантазия, творческое мышление, умений и навыков в области музыкального и других видов искусства. Восприимчивость к прекрасному пробуждает в ребенке доброту, сопереживание, гуманность, креативное отношение к миру. Однако во многих современных семьях, к сожалению, отдается предпочтение эстрадно-развлекательной музыке, рассчитанной на невзыскательный вкус массового слушателя, не требующей интеллектуальных затрат и не несущей с собой нравственных посылов. В статье дается обзор наиболее эффективных методов раннего музыкального развития и современных форм работы с дошкольниками.

Кокурин А.В., Екимова В.И., Доронин В.Ю., Ефанов А.С.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК И МОТИВАЦИИ ДОБРОВОЛЬЦЕВ-СПАСАТЕЛЕЙ

Аннотация. Работа посвящена изучению взаимосвязи ценностно-смысловых установок и мотивации добровольцев-спасателей. В исследовании приняло участие 96 сотрудников, для диагностики ценностно-смысловых установок и мотивационной направленности были использованы 6 методик. Результаты свидетельствуют, что у добровольцев-спасателей преобладают альтруистические ценности. С увеличением стажа работы стремление к самореализации, ориентация на результат и достижение возрастает их стремление к достижению и самореализации. Мотивационно-ценностная сфера сотрудников не является целостной структурой, она состоит из «активирующих» и «тормозящих» ценностно-мотивационных групп. Данные составляющие находятся в жестких и устойчивых отрицательных связях с показателями противоположного комплекса. Для успешной деятельности добровольцам-спасателям необходимо найти пути преодоления сформировавшегося ценностно-смыслового конфликта.

Кокурин А.В., Миллер Л.В., Ефанов А.С., Доронин В.Ю.
САМОРЕГУЛЯЦИЯ И САМОКОНТРОЛЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОФЕССИЙ ОСОБОГО РИСКА

Аннотация. В настоящее время, в рамках психологии труда и экстремальной психологии, осуществляется изучение деятельности специалистов профессий особого риска в экстремальных условиях. К специалистам предъявляются требования к их индивидуально-личностным особенностям, профессиональным умениям и навыкам. Особое внимание должно уделяться особенностям саморегуляции и самоконтроля, способствующим оптимальному поведению личности в экстремальных условиях и успешному выполнению рабочих задач. В исследовании использовались метод анализа литературы, тестирование и методы описательной и индуктивной статистики, которые позволили прийти к следующим выводам:

Оценка работоспособности специалистов профессии особого риска зависит от их уровня саморегуляции и социального самоконтроля.

Высокие показатели саморегуляции и самоконтроля связаны с эмоциональной устойчивостью и расположенностью к социальному взаимодействию.

Полученные результаты могут быть использованы в профессиональном отборе, при обучении новых специалистов, а также для профилактики состояний работоспособности уже работающего персонала.