Раздел I. Исторические аспекты развития человеческого капитала

Козополянская А.В.
РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОГО ПРОСТРАНСТВА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА БЕЛАРУСИ И РОССИИ С 1996 ГОДА

Аннотация. Гуманитарные связи, общность народов России и Беларуси стали одной из основ формирования двусторонней интеграции двух стран в 1990-е годы и стало одной из значимых целей создания Союзного государства Беларуси и России. На сегодняшний момент Союзное государство Беларуси и России является уникальным интеграционным объединением, в рамках которого сотрудничество в гуманитарной сфере осуществляется системно, в рамках бюджетного финансирования. Автор определяет этапы развития гуманитарного пространства Союзного государства, его роль в углублении двусторонней интеграции в целом.
Ключевые слова. Союзное государство Беларуси и России, новейшая история,история России, история Беларуси, гуманитарное сотрудничество, белорусская диаспора.

Борисов Н.С.
СЕМЕЙНЫЕ УСТАНОВКИ И ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ПОЛИТИКЕ МОСКОВСКИХ КНЯЗЕЙ XIV — XV В.В.

Аннотация. Общепринятое положение о наследственном характере политики московских князей восходит к«Курсу русской истории» В. О. Ключевского. Согласно Ключевскому, потомки Даниила Московского были воспроизведением одного и того же фамильного типа – долгим рядом посредственностей. Такая трактовка была органически связана с общей картиной отечественной истории, созданной историком. Она служила одной из составляющих известного исторического парадокса Ключевского: в истории России малые люди делали большие дела. Отдавая должное литературному мастерству Ключевского, необходимо признать слабую убедительность предложенной им схемы. Московские летописи XIV – XV вв. свидетельствуют о том, что главное условие выработки устойчивого фамильного типа политического поведения – прямое наследование власти от отца к сыну и передача навыков власти «из рук в руки» – было недостижимой мечтой московского княжеского дома. В силу ряда обстоятельств траектория наследования верховной власти потомками Даниила выстраивалась неожиданным и непредсказуемым зигзагом. Отцы обычно уходили в мир иной не успев передать свой политический опыт, свою систему нравственных приоритетов сыновьям. Однако проигрывая на одном поле, московский дом выигрывал на другом. Большинство московских князей не были обременены отцовскими императивами и строили свою политику самостоятельно.Такая свобода действий способствовала более продуктивному выбору целей и средств политической борьбы.

Ключевые слова: Возвышение Москвы, Даниил Московский, Иван  Калита, Семен Гордый, Дмитрий Донской.

Рагимова П.Ф.
КУРДСКИЕ ЭТНИЧЕСКИЕ МЕНЬШИНСТВА В СТРАНАХ ЗАКАВКАЗЬЯ

Аннотация. Статья посвящена курдским этническим меньшинствам, проживающим в странах Закавказья. В работе рассматривается государственная политика стран Закавказья, проводимая в отношении курдов, как этнического меньшинства, в частности, языковая политика, религиозная политика, вопросы представительства в структурах органов государственной власти в странах проживания, финансирования со стороны государства культурных центров. Особая роль в статье отведена курдским культурным центрам, как организациям, деятельность которых направлена на сохранение и приумножение национальной самоидентичности. Ключевая роль в статье отведена известным курдам, проживающим вне исторической родины, но внесших значительный вклад в общественно-политическую жизнь страны проживания, при этом оставшимися патриотами своего народа.

Ключевые слова: курдские этнические меньшинства, национальные праздники, курдский культурный центр,курдская диаспора, самоидентичность.

Мозебах В.А.,Райнхардт Р.О.
ИСТОРИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЯПОНСКОГО «ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧУДА» (1955-1973) И ЕГО ИТОГОВ

Аннотация. Японское «экономическое чудо» – это период с 1955 по 1973 гг., в который экономика Японии развивалась очень высокими темпами – в отдельные годы свыше 10% в год. Достичь таких результатов удалось в результате структурных реформ 1945–1955 гг., которые начала проводить американская оккупационная администрация, а впоследствии продолжило японское правительство. Данные реформы, включавшие в первую очередь демонополизацию и демилитаризацию народнохозяйственного комплекса, трансформацию аграрного сектора, изменения трудового законодательства, заложили институциональную основу новой экономической модели. Активное участие США в данных процессах было обусловлено тем, что после 1949 г. превращение Японии в мощного регионального игрока и союзника стало для Вашингтона стратегической задачей. Либерализация и широкомасштабные рыночные реформы подготовили почву для ускоренного догоняющего развития. При описании экономического развития Японии возможно использовать разные подходы, и в статье раскрывается изменение экономики Японии в отраслевом срезе и в срезе государственного планирования. Описано, как именно японское руководство преобразовывало экономику и на каком временном этапе каким отраслям экономики уделялось основное внимание; делается вывод о том, что Япония прошла этапы форсированной индустриализации, развития ресурсо-, а затем – наукоёмких отраслей. Стабильность экономического развития позволяла правительству Японии принимать и выполнять планы экономического развития, что продолжалось до 1973 г., когда «нефтяной шок» завершил период высоких темпов экономического роста. Несмотря на последовавшее замедление экономического роста, сложившаяся в описываемые годы «японская модель» по-прежнему демонстрирует свою эффективность и жизнеспособность.

Ключевые слова: Япония, японское«экономическое чудо», экономические реформы, структурная перестройка,догоняющее развитие, индикативное планирование, «нефтяной шок».

Раздел II. Психолого-педагогические основания комплексного познания современного человека и общества

Алябьева А.Г., Корсакова И.А.
БРЕНД КАК МИФ: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ БРЕНДА ТВОРЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. В статье предложена авторская концепция разработки бренда высшего учебного заведения творческой направленности на основе законов мифологического мировосприятия, своеобразными структурными единицами которого выступают архетипы. Мифологические представления свойственны как архаическому человеку, так и современному, поскольку они заложены глубоко в коллективном бессознательном и через архетипы передают родовой опыт человечества. Архетипические образы вызывают сильные эмоции и превосходят рациональные возможности человека. Именно через миф, который наделяет события и факты символическим значением и воздействует на все стороны мироощущения, возможно сформировать образ ВУЗа в сознании различных субъектов образовательного процесса, отношение к нему как бренду, обладающему высокой положительной репутацией, своеобразием, глубокими традициями. В качестве примера авторы описывают процесс брендирования Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке. В символике данного ВУЗа, структурной организации творческих коллективов и лабораторий,мероприятиях, проводимых под эгидой имени композитора, реализуются основные принципы формирования бренда с точки зрения выбранных позиций. Авторы статьи предлагают параметры, которые могут стать основой брендирования различных организаций, и прежде всего творческого ВУЗа, для которого элементы эмоционального и ассоциативного ряда выходят на первый план.

Ключевые слова: музыкальное образование, творческий ВУЗ, бренд, имидж, формирование бренда, структура мифа, мифологическое сознание, МГИМ имени А.Г. Шнитке.

Гучапшева И.Р., Кумахова Д.Б.
ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ И ВУЗЕ

Аннотация. Сегодня в числе приоритетной педагогической проблемы рассматривается проблема анализа, развития и внедрения в процессе непрерывного образования преемственной линии обучения, в частности, от среднего профессионального образования к высшему профессиональному образованию, что, как отмечается авторами статьи, закономерно имеет отражение на процессе профессионального становления будущих специалистов.Концепция непрерывного образования заключает в себе необходимость для каждого человека вне независимости от возраста, места работы и места жительства, изначально приобретенной профессии предоставления необходимых условий для реализации ими систематического образования и самообразования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки, приобщения к общечеловеческим культурным ценностям. В нынешнее время значимость данной проблемы возрастает:модернизация российского образования в XXI веке имеет свои отличительные особенности от предыдущих реформ в сфере образования, характеризуемые тем, что основная цель и смысл современного образования заключаются в его личностно-ориентированной доминанте образования. В соответствии с этим изменяются и требования, которые предъявляются к абитуриентам, в особенности получающим среднее профессиональное образование. Авторами отмечается, что каждый уровень подготовки специалистов является профессионально завершенным и, в свою очередь, имеет собственное место в целостной системе непрерывного профессионального образования. При этом, после каждой ступени образования ее выпускники готовы к производственной активности, но у них и имеется возможность получить профессиональное образование на более высоком уровне. В соответствии с чем авторами в статье изложены основные проблемы преемственности в системе«колледж-вуз», механизмы и возможные условия ее реализации, направленные на оптимизацию процесса адаптации выпускников колледжа к учебному процессу в вузе.

Ключевые слова: непрерывность, преемственность, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, педагогические условия, колледж, вуз.

Гучапшева И.Р., Кумахова Д.Б.
ПРОБЛЕМЫ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ АГРАРНОГО ВУЗА

Аннотация.В свете существующего активного перехода к рынку изменены характер и условия деятельности работников сельскохозяйственной сферы, что потребовало от современных аграрных вузов подготовки специалистов с высоким уровнем теоретической и практической подготовленности, способных к непрерывному углублению и обновлению знаний, совершенствованию профессиональной компетенции. Поэтому освещаемая в статье проблема организации профессиональной подготовки современных специалистов агропромышленного комплекса (АПК) в условиях аграрного вуза имеет актуальный характер, в статье раскрываются важнейшие направления и принципы подготовки кадров для агропромышленного комплекса (АПК), рассмотрены особенности, вскрыты пробелы в современном аграрном образовании и отражены направления и принципы подготовки современных специалистов АПК. Авторами отмечено, что в числе важных характеристик современного аграрного специалиста на сегодня определяется широкое владение общими и специальными знаниями,способностями оперативно реагировать на все изменения в технологиях и технологических процессах производства. Современный специалист АПК должен владеть базовыми общими и специальными знаниями, аналитическим мышлением, социально-психологической компетентностью, интеллектуальной культурой, а инновационные формы хозяйствования требуют и от руководителей, и от работников агропромышленных предприятий научного подхода и научных основ рациональной организации производства в условиях рыночных отношений. Агропромышленному производству требуются новые руководители и специалисты, в совершенстве овладевшие организацией и технологией процесса сельскохозяйственного производства, способные анализировать и прогнозировать результаты хозяйственной деятельности. Таким образом, авторами проанализированы требования, предъявляемые народным хозяйством к уровню и качеству подготовки специалистов агропромышленного комплекса. В свете этого авторами отмечается, что в процессе подготовки специалистов АПК должна быть удовлетворена перспективная потребность сельского хозяйства, имеющая, во-первых, опережающий характер, а, во-вторых, в свою очередь, служащая первоосновой для развития профессиональной школы, рассматриваемой в качестве системы её приведения в соответствие с общественными потребностями.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, аграрный вуз, агропромышленный комплекс, аграрное образование, народное хозяйство, аграрный рынок труда,инновационное развитие АПК, сельскохозяйственное производство.

Курданова Х.М., Сарбашева З.М., Каирова Р.Б.
ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЯ В АНГЛИЙСКОМ И НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКАХ

Аннотация. В данной статье авторы рассматривают цветоощущение на примере английского и немецкого языков. Цветовая символика в разных языках представляет собой многоуровневую систему. Она является сложным лингвокультурным понятием. В восприятии цвета отражаются наиболее значимые для людей объекты и события. Авторы исходят из предположения, что цветовая картина мира полностью не может передать реальную действительность окружающей среды, и названия цветов в каждом языке вызывают определённые ассоциации. Приводятся сравнительные примеры на английском и немецком языках. Использование цветовой лексики является важнейшим средством создания выразительности в произведениях. Следовательно, разнообразие употребления колоритной лексики вызывает как позитивные, так и негативные эмоции у читателя. Авторы считают, что поскольку семантическое поле как английского, так и немецкого языка разнообразно и богато, то их можно классифицировать. В рамках данного подхода следует рассматривать структурно – семантические особенности цветообозначений.

Ключевые слова: цветообозначение, слово, слог, язык, восприятие, мироощущение, цвет, семантическое поле.

Проценко В.О.
ФАГОТ В СОВРЕМЕННОЙ ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОЙ МУЗЫКЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. В статье характеризуется одна из наименее освещенных в научной литературе сфер исполнительства на фаготе – эстрадно-джазовое музицирование. Автор рассматривает творчество ведущих представителей джазового исполнительского искусства на инструменте, определяет основные тенденции в этой сфере современной концертной практике, исследует теоретико-методологические основы обучения данному виду музицирования на инструменте. В заключении статьи рассматривается вопрос об открытии классов эстрадно-джазового исполнительства на фаготе. Автор приходит к выводу, что в случае обучения искусству джазового исполнительства в его «чистом» виде, подобная мера в фаготовой педагогике не нужна, поскольку востребованность таких исполнителей носит ограниченный характер. Автор полагает, что современных средств самостоятельной профессиональной подготовки вполне достаточно для того,чтобы фаготист, имеющий предрасположенность к джазовому исполнительству самостоятельно достиг в нем вершин мастерства. Однако, учитывая стилевые тенденции в современном сольном, ансамблевом и оркестровом академическом исполнительстве на фаготе, автор считает очень важным обучение в классах фагота некоторым элементам эстрадно-джазового искусства, таким как, например, типичные«эстрадные» штрихи, основы искусства свинга и т.д.

Ключевые слова: фагот, исполнительство на фаготе, фагот в джазе, Майкл Рабиновиц, эстрадно-джазовое музицирование на фаготе.

Фасоля А.А., Лаптева Е.В.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КРЕАТИВНОСТИ НАЧИНАЮЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ВОЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье актуализируются современные методологические подходы к проблеме формирования и развития коммуникативной креативности начинающих преподавателей в процессе профессиональной переподготовки в военной образовательной организации. Определяются методологические основы современных исследований проблемы воспитания коммуникативной креативности. Рассматривается система воспитания коммуникативной креативности начинающих преподавателей в процессе профессиональной переподготовки в военной образовательной организации. Определяются основные педагогические пути совершенствования этой системы с помощью применения интерактивных форм обучения.

Объективная необходимость описания понятия «коммуникативная креативность» применительно к системе высшего военного образования обусловлена очевидными предпосылками. К одной из них следует отнести малую, как правило, вовлечённость недавнего выпускника военного ВУЗа (равно как и адъюнктуры) в поиск оптимальных путей передачи, недавно полученных, научных и практических знаний своим воспитанникам (не имеет значения, идёт ли речь о преподавании в кадетском училище или же непосредственно в высшей школе). Второй предпосылкой можно считать постоянное возрастающие требования к увеличению взаимодействия педагога и обучаемого.

Ключевые слова. Коммуникативная креативность, военное образование, методология преподавания, цели воспитания, партисипативность, дискурс, педагогический тренинг, фасилитация, посттренинг.

Федотов А.Ю.
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ У СПЕЦИАЛИСТОВ
СИЛОВЫХ СТРУКТУР

Аннотация. В статье рассмотрены некоторые особенности начальных этапов развития способности к произвольной психической саморегуляцииу специалистов силовых структур. Рассматриваются место и роль способности к психической саморегуляции в их профессионально-личностном развитии. Отдельное внимание уделено описанию критериев оценки, последовательности овладения и особенностям взаимосвязей различных технологий произвольной психической саморегуляции в целостной системе профессионально-личностного развития. Представленный материал проиллюстрирован отдельными данными, полученными в результате экспериментального исследования.

Ключевые слова. Специалисты силовых структур, профессиональная надежность, профессионально-личностное развитие, психическая саморегуляция, произвольная психическая саморегуляция, состояние самопогружения, аутогенная тренировка, управляемая саморегуляция по методу «Ключ», аутогипноидеомоторика АГИМ, сенсомоторный тренинг.

Шамардина М.В.
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: МОТИВАЦИОННЫЙ ПРОФИЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ

Аннотация. В статье автором проанализированы и обобщены результаты отечественных и зарубежных исследований по проблеме мотивационного профиля личности руководителей, с учетом разных факторов, которые оказывают значимое воздействие на работу организации в целом. С позиций теоретических подходов предложены примеры личностных особенностей руководителей. Автором статьи представлено эмпирическое исследование особенностей управленческой деятельности руководителей социально-ориентированной организации, которое позволило расширить область изучения особенностей мотивационного профиля руководителей социальной сферы,акценты в исследовании смещены на изучение командных ролей, стиля управления руководителей разного пола: мужчин и женщин, с учетом стажа руководящей работы и количества подчиненных. В результате проведенного исследования автором получено факторное пространство социально-психологических особенностей личности руководителя с разным опытом работы в руководящей должности. Статья подтверждает, что особенности построения межличностного взаимодействия у руководителей с различным количеством подчинённых будет иметь специфическую выраженность мотивационных факторов, которая и определит стиль руководства, а иерархия мотивационного профиля личности руководителя сознательно предпочитаемых мотивов выявит предпочитаемую модель взаимодействия с подчиненными. Исследование подтверждает, что существуют статистически достоверные правила, связывающие мотивационные факторы, командные роли и стиль руководства, проявляющиеся соответственно у руководителей мужчин и женщин. Статья дает понимание внутренних и внешних (социальных)аспектов мотивационной сферы личности руководителя, что может выступать предпосылками эффективности в управленческой деятельности.

Ключевые слова: мотивы поведения, трудовая мотивация, мотивационный профиль, управленческая деятельность, руководитель социальной сферы, командная роль, стиль управления,трудовая деятельность.


Раздел III. Проблемы эффективного развития и самореализации субъекта труда и жизненной стратегии

Захарова Н.Л.
СОДЕРЖАНИЕ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена особенностям становления и развития профессионального самосознания старшеклассников с нарушением зрения. Профессиональное самосознание представлено как совокупность когнитивного, аффективного и мотивационного компонентов. Когнитивный компонент представлен системой профессиональных ценностей и представлений субъекта деятельности о будущей профессиональной деятельности, а также своих возможностях. Раскрывается специфика развития профессионального самосознания и трудности его формирования,обусловленные содержанием этапов профессионального становления. Выявляется система профессиональных ценностей юношей и девушек, их представления о развитии факторов профессиональной деятельности в будущем: в наибольшей степени молодежь данной категории ценит творчество, возможность проявить свои возможности, оказывать психологическую и консультативную поддержку. При этом отмечается высокий уровень неуверенности в собственных возможностях профессионального развития. Исследование локуса контроля респондентов свидетельствует о доминировании интернальных позиций. Выявлено, что среди исследуемой молодежи с нарушением зрения отсутствуют люди с экстернальным локусом контроля. Приводятся результаты корреляционного анализа, свидетельствующего о взаимосвязи уровня развития профессиональных ценностей, самоотношения, локуса контроля старшеклассников с нарушением зрения. Доказывается, что личностные особенности, характеризующие локус контроля и отношение личности к себе, определяют становление когнитивного компонента профессионального самосознания юношей и девушек с нарушением зрения.

Ключевые слова. Профессиональные ценности, факторы профессиональной среды, юноши и девушки с нарушением зрения, депривация, самоотношение, локус контроля.

Легконогих А.Н.
К ВОПРОСУ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ: ЛОКАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Аннотация. Развитие современного общества, интенсификация технических, технологических и инновационных процессов, тем не менее, не приводят к улучшению ситуации или нивелированию проблемы детского сиротства и внедрению детей в приемные (замещающие) семьи. Возможно, это связано с несовершенством российской системы контроля и поддержки «деятельности»замещающих семей, а также частичным непониманием приемными родителями своих социальных функций в этом контексте. Целью статьи ставится анализ факторов,влияющих на преимущества введения ребенка в замещающую семью, и адаптацию в новой семье с его эмоциональным и психологическим восприятием формируемой ситуации. Задачи определены исследованием локального аспекта адаптации детей в замещающей семье посредством проведения мониторинга потенциальных семей,планирующих усыновление детей-сирот. Научная новизна заключается не в обобщении критериев адаптации ребенка к новой семье и, как следствие, адаптации самой семьи, а в локализации данного аспекта с учетом специфики отдельного региона, его ментальности, культуры и других социальных и сегментационных характеристик,влияющих на решение данного вопроса. В связи с этим необходимо выявить потенциал отдельно взятого региона для реализации социальной политики по адаптации детей в замещающей семье.

Ключевые слова. Ребенок-сирота, замещающая семья, локализация проблем, адаптация детей, сегментационные характеристики региона, социальная политика.

Приз О.Ю.
О ТВОРЧЕСКОМ РОСТЕ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ КОНЦЕРТНЫХ ПРОЕКТОВ МОСКОВСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация. Воспитание музыканта-исполнителя академических музыкальных жанров в условиях современного мира – задача, охватывающая целый ряд профессиональных педагогических проблем и факторов, важнейшим из которых является творческий рост артиста на концертной эстраде. В отечественных профессиональных музыкальных учебных заведениях бережно сохраняются традиции обучения, остающиеся в своей основе неизменными со времени основания музыкального образования в России. И если на протяжении длительного времени учебной формой аттестации музыканта-исполнителя является исполнение музыкального репертуара на сцене, если зачеты и экзамены в музыкальных учебных заведениях являются публичным исполнением программы, то и весь учебный процесс фактически можно рассматривать в контексте подготовки к сценическому выступлению. В рамках рассматриваемой темы автор обращается к анализу проектов, предлагаемых фортепианной творческой комиссией Московского музыкального общества.

Ключевые слова: воспитание музыканта-исполнителя, Московское музыкальное общество, творческий рост.