РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Карякина Т.Д.
КУНСТКАМЕРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОФОРМЛЕНИЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ФАРФОРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА
Аннотация. Статья посвящена влиянию придворных кунсткамер, а также дворцовых орнитонов и оранжерей на оформление западноевропейского фарфора XVIII века. Глубокий интерес к объектам природы, как привычным европейскому взгляду, так и экзотическим, оказал существенное воздействие как на выбор мотивов, которые использовались при изготовлении декоративных предметов, так и на их осмысление, которое из символико-аллегорического превращается в едва ли не документально-научное. В этом контексте автор анализирует разнообразный художественный материал, делая особый акцент на произведениях фарфора крупнейших европейских мануфактур: Мейсена, Вены, Доччи.
Ключевые слова: кунсткамера, западноевропейское декоративное искусство эпохи Барокко, западноевропейский фарфор, немецкий фарфор, австрийский фарфор, итальянский фарфор, Мейсенская фарфоровая мануфактура, Венская фарфоровая мануфактура, фабрика в Доччиа.
Лившин А.Я.
СОВЕТСКАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МЫСЛЬ (1917-1939)
Аннотация. В статье рассматриваются особенности эволюции советской управленческой мысли со времени прихода большевиков к власти и до начала Второй мировой войны. Целью работы является выявление тех элементов управленческой мысли, которые, родившись в условиях политического и идеологического господства большевизма, имели и продолжают иметь универсальный и актуальный характер. Жесткий идеологический диктат фактически препятствовал формированию отечественной науки государственного управления, полностью лишив ее возможности сколько-нибудь самостоятельного высказывания. Несколько иначе обстояло дело в области теории управления экономикой — в 1920-е годы, в условиях относительной свободы научных дискуссий периода нэпа, увлечение руководства страны некоторыми западными управленческими концепциями (в первую очередь, тейлоризмом), нерешенности в теоретическом и практическом плане вопроса о соотношении плана и рынка, наблюдался взлет советской управленческой мысли. В противоположность этому, в 1930-е и 1940-е годы можно говорить об очевидном концептуальном застое. В отличие от предыдущего периода, исследования стали носить узкий, сугубо отраслевой характер. Однако, управленческая мысль, вынужденно разбивавшаяся «по отраслям», в ряде случаев и на ряде направлений добивалась серьезных достижений, а некоторые идеи, толчком к появлению которых послужил анализ процессов функционирования «командной» экономики, стали со временем новым словом в мировой науке.
Ключевые слова: управленческая мысль, государственное управление, экономика, планирование, рынок, научная организация труда, тейлоризм, организация производства, нэп, командно-административная система.
Рыбина Е.А.
ОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ НЕКОТОРЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ БЕРЕСТЯНЫХ ГРАМОТ №№ 1076 И 1079
Аннотация. Идентификация персонажей берестяных грамот по письменным источникам была предпринята А.В. Арциховским сразу после находки первых десяти грамот. С увеличением числа грамот определились еще два способа идентификации: по сопоставлению имен в грамотах, происходящих с одной усадьбы или с соседних усадеб, и по почерку. Сопоставление имен давало возможность устанавливать родственные и деловые связи между участниками переписки, определять владельцев усадеб и их социальную принадлежность. Особенно показателен комплекс из 30 грамот, найденных на Неревском раскопе (1951-1962), их авторами и адресатами были шесть поколений боярской семьи Мишиничей-Онцифоровичей. Эти грамоты были сосредоточены на нескольких усадьбах, компактно расположенных в южной части раскопа, что привело В.Л. Янина к выводу о боярской патронимии, когда боярскому роду принадлежит не одна, а несколько усадеб. Было высказано предположение, что усадьбы Мишиничей-Онцифоровичей находились и за пределами Неревского раскопа к западу и к югу от него. Впоследствии это подтвердилось во время археологического исследования соседнего квартала, где были найдены грамоты, связанные с Онцифоровичами. Грамоты №№ 1076 и 1079 содержат имя еще одного члена этой семьи.
Ключевые слова: берестяные грамоты, Неревский раскоп, усадьбы, Мишиничи-Онцифоровичи, датировка, идентификация, персонажи грамот, боярская патронимия, генеалогия, Иван Онцифоров.
Коджаспирова Г.М.
СОВРЕМЕННАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЯДА ПОЛОЖЕНИЙ ТЕОРИИ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ Н.К. КРУПСКОЙ
Аннотация. Детское движение в стране переживает сложный период в своём развитии, что актуализирует имеющийся исторический опыт возникновения и развития пионердвижения в прошлом столетии в молодой советской республике. Одним из теоретиков детского движения и его организатором была Н.К. Крупская, предупреждавшая в своё время о ряде ошибок, связанных с детским движением, которые надо избегать. Анализ её подхода, последствий сделанных неправильных шагов в детском движении и необходимости их учёта при решении вопросов современного детского движения является предметом обсуждения в данной статье.
Ключевые слова: пионердвижение, детское движение, воспитание, коммунистическое воспитание, школа.
Никольский С.С.
ТРАВМА ПАМЯТИ. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ АГЕНТЫ ПАМЯТИ СРЕДИ НЕМЦЕВ СИБИРИ И ЮЖНОГО КАЗАХСТАНА
Аннотация. В данной работе проведен анализ современного контекста памяти о репрессиях и депортациях у немцев Сибири и Южного Казахстана. Источником для написания послужили полевые материалы пяти экспедиций 2014-2017 гг. В ходе исследования были подробно рассмотрены отдельные категории так называемых профессиональных агентов памяти, выявлены этнические особенности памяти о репрессиях и травмы памяти у обозначенной этнокультурной группы. Подобная направленность исследования обусловлена необходимостью выработки правильного подхода к проблеме памяти о травмирующем прошлом; категоризация и характеристика субъектов, не только хранящих, но и транслирующих эту память позволяет в ближайшей перспективе найти те средства для разговора об этом прошлом, которых так не хватает современному обществу.
Ключевые слова. Российские немцы, немцы Казахстана, травма памяти, депортация, репрессии, профессиональные агенты памяти.
Анарбаев Абдулхамид
ДРЕВНЯЯ ФЕРГАНА И ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ
Аннотация. В статье рассматривается история локализация столичных городов Ферганской долины и Великий Шелковый путь. На основании анализа археологических и письменных источников автор статьи пришел к следующим выводам. В III-II вв. ферганцы называли свое государство и главный столичный город одним топонимом «Фаргана-Паркана-Паргана», которое означало местность, окруженную горами (стенами) и имеющую вход с одной стороны. В китайских хрониках топоним «Фаргана» («Паргана — Паркана») переводится как «Юань», а когда речь шла о государстве Фаргана было использовано словосочетание «Дай-Юань» (Большая Фаргана). Автору удалось установить также, что столичный город Фаргана (Юань) находился на городище Эски Ахси. Со второй половины IX в., когда город Фаргана в арабских источниках начинает упоминается как Ахсикет, а по монетным данным устанавливается, что почти до середины XI в. он продолжает носить двойное название (Фаргана-Ахсикет). Только со второй половины XI в. в источниках он пишется Ахсикет-Ахсикат. В эпоху развитого средневековья (IX-XII вв.) его площадь достигает более 400 га и, соответственно, население его составляло примерно более 200 тыс. человек. Хорошо прослеживается эволюция материальной культуры от ее исходных, ранних периодов, до развитого средневековья, когда ахсикетцы достигли в ее развитии такого высокого уровня, который позволил им получать высококачественную сталь – булат и изготовлять из него различные формы оружия, в том числе так называемые знаменитые «дамасские» клинки. В китайских источниках упоминается еще 3 города: Эрши, Ючень, Гуйшуань. Топоним Эрши локализуется с современной Ошской областью, где разводили так называемых небесных лошадей («тяньма»). Получается так, что кроме целого региона, который назван в китайских хрониках как Эрши, еще имеется город под таким же топонимом, который можно локализовать с городищем Мингтепа (Мархамат). Город Ючень локализуется на городище Эйлатан, а город Гуйшуань находился на территории памятника Мугтепа. В исторических сочинениях «Шицзи» и «Ханьшу», мы находим данные о транзитной дороге, идущей из Китая на Запад, где Фергана указывается как важный торговый пункт. По этому пути китайский шелк и бронзовые изделия проникали в район нижней Волги, Приуралья, Северный Кавказ и Северное Причерноморье. Обратно на Восток везли изделия из стекла, хлопок, породистые лошади, фрукты и т.д.
Ключевые слова: Фергана, Шелковый путь, Средняя Азия, согдийцы, кочевые племена.
Чжуан Шици
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ СССР В СЕРЕДИНЕ 1960-Х – СЕРЕДИНЕ 1970-Х ГГ.
Аннотация. Предметом исследования выступает система управления сельским хозяйством Советского Союза. Хронологические рамки исследования охватывают период середины 1960-х – середины 1970-х годов. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как организационно-хозяйственные мероприятия советского руководства, экономические и социальные результаты деятельности партии и советского правительства, итоги организационно-хозяйственных мероприятий, динамика количественных и качественных изменений в сельском хозяйстве. Особое внимание обращается на консервативный подход советского руководства к системе управления сельским хозяйством. На мартовском пленуме партии 1965 года обозначился новый курс развития аграрной отрасли. Стало обращаться больше внимания материальному стимулированию в сельском хозяйстве и расширению прав сельскохозяйственных производителей. Однако, в конце 1960-х годов по всей стране напряжённость в снабжении населения продовольствием усиливалась. На июльском пленуме партии 1970 года был окончательно определён консервативный аграрный курс, основанный на укреплении административной системы управления. В данной работе сделан вывод о том, что в середине 1960-х – середине 1970-х годов политика советского руководства по регулированию системы управления сельским хозяйством носила разрозненный, не комплексный характер. Результатом стало обвальное снижение рентабельности хозяйств и стремительный рост импорта зерна.
Ключевые слова: сельское хозяйство, продовольственная проблема, КПСС, СССР, идеология, развитое социалистическое общество, деревня, Брежнев.
РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Корноухов М.Д.
ВОСПИТАНИЕ «СУБЪЕКТА ИНТЕРПРЕТИРУЮЩЕГО»: ОТ МАСТЕРА К УЧЕНИКУ
Аннотация. В статье рассматривается понятие «педагогическая школа» применительно к образовательному процессу инструментального класса, в котором индивидуальное обучение закладывает доминирующий вектор становления профессиональных и личностных интерпретационных качеств молодого музыканта.
Ключевые слова: субъект интерпретирующий, педагогическая школа, инструментальный класс.
Мазуров А.Б., Коптюбенко С.А., Вяликова Г.С., Яковлева Т.В., Леонова А.В., Губанова Н.Ф.
К ВОПРОСУ О КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ШКОЛАХ ПОДМОСКОВЬЯ
Аннотация. В статье изложена концепция авторского коллектива по использованию воспитательного потенциала образовательных организаций Московской области с учетом имеющихся проблем и способов их преодоления. Подчеркивается, что создание эффективной системы воспитательной работы предполагает четкое определение организационных и психолого-педагогических условий, грамотных методологических подходов и выбора оптимальных форм работы.
Ключевые слова: воспитание, воспитательная система, воспитательная работа в школе, методологические подходы, организационные формы воспитания.
Змиенко М.Е., Григорьев С.М., Москаленко Г.Н., Смирнова М.М.
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ И РОЛЬ КОНЦЕПЦИИ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ЕЕ СОДЕРЖАНИЯ
Аннотация. Качеству управленческого образования во всем мире уделяется возрастающее внимание. Это обусловлено его существенным влиянием на все виды деятельности и результаты социально-экономического развития любой страны. Любые недостатки управленческого образования негативно сказываются не только на получившем его руководителе, управленце, но и на организации, востребовавшей его компетенции, знания и навыки, а также на обществе в целом. При этом особого внимания заслуживают недостатки базового управленческого образования, играющего ключевую роль в подготовке отечественных управленческих кадров. Поскольку они являются результатами выполнения определенных действий с использованием советующих ресурсов, которые не привели к созданию ценности для потребителей и других заинтересованных сторон, то с ними связаны потери, понесенные при производстве и предоставлении образовательных услуг. Эффективным инструментом борьбы с такими потерями и обусловливающими их недостатками базового управленческого образования является концепция бережливого производства, сущностью и целью которой является устранение потерь. Применение ее принципов и инструментов для решения проблемы повышения качества управленческого образования и подготовки управленческих кадров особо актуально при решении задач прорывного развития станы и вывода образования на новый уровень в современных социально-экономических условиях развития России, связанных с мировым кризисом и реализуемой западными странами политикой санкций и ограничений. В соответствии с принципом встроенного качества, составляющим основу концепции бережливого производства, их применение должно быть направлено в первую очередь на устранение недостатков и повышение качества содержания управленческого образования, формируемого на этапах его проектирования. Это согласуется и с концепцией всеобщего управления качества, реализуемой в системе менеджмента качества. Отсюда вытекает актуальность исследования условий и предпосылок применения концепции и принципов бережливого производства для повышения качества содержания базового управленческого образования, особенно на этапах его проектирования.
Ключевые слова. Управленческое образование, подготовка управленческих кадров, образовательная услуга, качество управленческого образования, потери, принципы бережливого производства, бережливое управленческое образование.
РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ
Боброва О.М., Боброва Э.В., Еременская Л.И.
СПОСОБЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СО СТУДЕНТКАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
Аннотация. В настоящее время в физическом воспитании наблюдается значительное увеличение числа студенток, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.Целью работы является формирование потребности в здоровом образе жизни (ЗОЖ) и самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Задачами исследования было проведение функциональных проб, тестирования физического развития и физической подготовленности в спецмедгруппе. На основе индивидуальных особенностей организма студенток были выявлены функциональные возможности организма под воздействием выполняемой работы. В результате были определены особенности структуры тренировочных нагрузок для повышения работоспособности при занятиях физической культурой.
Ключевые слова: специальная медицинская группа, функциональные пробы с физическими нагрузками, вестибулярная система, индивидуальные особенности организма, дозированная физическая нагрузка.
Кудинов С.И., Кардашова С.З., Харитоненко А.А.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СУБЪЕКТИВНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
Аннотация. В статье приведены результаты исследования, целью которого являлось изучение самоотношения личности в его взаимосвязи с особенностями субъективного экономического благополучия студентов. Авторами теоретически обосновано и эмпирически подтверждено положение о существовании данного вида взаимосвязи, а также дан краткий анализ понятий самоотношения и субъективного экономического благополучия. Эмпирическая проверка была проведена на студентах 1-3 курсов филологического факультета Российского университета дружбы народов. В проведённом исследовании были использованы методики исследования самоотношения личности и оценки субъективного экономического благополучия. В качестве основного метода математической статистики применялся корреляционный анализ. Было выявлено, что студенты данной выборки обладают средним уровнем субъективного экономического благополучия, экономического оптимизма, субъективной адекватности дохода и текущего благосостояния семьи, а также средней степенью выраженности всех показателей самоотношения личности. Вместе с тем для них характерен уровень финансовой депривированности выше среднего, а уровень экономической тревожности – ниже среднего. В проведённом эмпирическом исследовании обнаружены значимые связи уровня текущего благосостояния семьи с 5-ю из 9-ти шкал самоотношения, общего уровня субъективного экономического благополучия с тремя шкалами, а также степени финансовой депривированности с одной шкалой. Полученные результаты исследования могут быть использованы в работе психологической службы вуза при консультировании студентов, а также при разработке коррекционно-оптимизирующих программ, направленных на личностный рост обучающихся.
Ключевые слова: самоотношение, субъективное экономическое благополучие, самосознание, студенты, личность.
Четвертков А.Н., Шлыкова И.В., Артемьев А.И.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТУДЕНТОВ ПРИ РАБОТЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
Аннотация. Сегодня электронная информационно-образовательная среда стала одним из неотъемлемых компонентов организации учебного процесса. Обоснованием для её введения в систему высших образовательных учреждений являются документы, регламентирующие организацию учебной деятельности в них. Однако внедрение данной системы в учебную деятельность позволило выявить как положительные моменты, так и обнаружило ряд проблем, связанных со сложностью восприятия новой системы и отказа в ней от традиционных форм обучения, которые формировались веками и имеют свои преимущества перед электронной информационно-образовательной средой. Таким образом, возникает необходимость обращения внимания со стороны разработчиков на возникающие проблемы, одной из серьезнейших среди которых является использование методов педагогической поддержки студентов высших учебных заведений в учебной деятельности в рамках электронной информационно-образовательный среды. Как показывает анализ современной литературы, авторы, занимающиеся данной проблемой, приводят существующие достоинства и раскрывают недостатки подобных сред, а также предлагают различные направления работы по созданию современных электронных информационно-образовательных сред. Удивительным становится тот факт, что функция педагогической поддержки в анализируемых источниках авторами затрагивается лишь отчасти. Однако, как показывает практика, данное направление в условиях электронной информационно-образовательной среды является весьма перспективным и должно стать наиболее важным как необходимое педагогическое условие успешной деятельности в подобных средах.
Ключевые слова. Электронная информационно-образовательная среда, высшее образование, педагогическая поддержка, электронное обучение, дистанционное обучение.
Лобжанидзе Г.И.
ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПЕРЕГОВОРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Аннотация. Настоящая статья представляет собой результат исследования формирования переговорной компетентности в процессе общения. Акцент сделан на такой составляющей переговорной компетентности, как умение применять приемы психолингвистики при расспросе, при самих переговорах, при профессиональном общении в период решения иных оперативно-служебных задач. Для методического примера избран памятник письменности русского языка XVII века. В статье дан краткий обзор исследований по психолингвистике славянских языков, осуществленных на базе зарубежных образовательных и научных учреждений. Перечислены методы научного исследования, применяемые в работе с современными источниками публицистического, официально-делового и разговорного стилей речи, а также с памятниками русской письменности. Подробно рассмотрено использование качеств переговорной компетентности при общении в конфликтной ситуации. Представлены характеристика и адресная направленность качеств коммуникативной компетентности сотрудников правоохранительных органов во время служебного взаимодействия с государственными и муниципальными органами, общественными организациями и объединениями, должностными лицами, с представителями средств массовой информации, представителями иных правоохранительных органов, Общественным советом. Особое внимание уделено рассмотрению особенностей общения с представителями социальных групп, отличающиеся возрастными, профессиональными качествами, национальной принадлежностью, культурно-досуговым времяпровождением. В заключении даны рекомендации по научно-практическому использованию результатов исследования.
Ключевые слова: переговорная компетентность, коммуникативная компетентность, определение особенностей общения.