РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Антонова Ю.В.
ГЕНЕЗИС ФЕНОМЕНА ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. Данная статья посвящена исследованию темы информационной культуры, как многоаспектного, сложного феномена, возникшего, как результат взаимодействия социальных наук в рамках изучения явлений «знания», «информации» и «культуры». Явления «знания» и «информации» рассматриваются в работе как взаимообуславливающие друг друга элементы, определение которых меняется в зависимости от специфики времени и социальных условий: от трактовки знания, как продукта познания, до знания, как результата информационной деятельности. Таким образом, начиная с детального анализа феномена «знания» автор статьи подчеркивает историческую значимость познавательной деятельности индивидов, трансформирующуюся с эволюцией социума и развитием технологий, в информационную. Информация предстает как символ нового времени, продукт исключительных человеческих отношений, опосредованных общим, латентным процессом механизации социального взаимодействия. Кроме того, отдельное внимание уделяется явлению культуры, выполняющей роль хранителя социальной целостности, природы социума, с одной стороны и выступающей фактором ее развития, с другой. В этой связи информационная культура рассматривается через призму всех трех явлений, включая в себя социальные знания и процесс познания индивидов, а также принципы их информационного взаимодействия в целом.

Ключевые слова: знание, информация, культура, информационная культура, общество.

Алмазов М.Г.
“ОГОНЬ, САМО СОБОЙ, ДОЛЖЕН ВЕСТИСЬ ЭНЕРГИЧНО…”: АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ ОБСТРЕЛ ПРЕСНИ 17 ДЕКАБРЯ 1905 Г.

Аннотация. В статье рассматривается история одного из завершающих эпизодов Декабрьского восстания в Москве 1905 года – артиллерийский обстрел Пресни во время наступления на «мятежный» район 17 декабря. В литературе данный вопрос не получил должного освещения. Автор приходит к выводу, что операция, решение о которой было принято накануне на военно-полицейском совещании у генерал-губернатора вице-адмирала Ф.В. Дубасова, была спешно и плохо подготовлена, связь артиллерии с отрядом пехоты, «зачищавшим» Пресню, отсутствовала, вследствие чего неосведомленный о данных ему инструкциях начальник артиллерии гренадерского корпуса В.И. Гиппиус вторично открыл огонь по району без предупреждения командира пехотинцев полковника Г.А. Мина. Результатом этого стал провал наступления 17 декабря, что выявило неслаженность выстроенной Дубасовым системы борьбы с восстанием.

Ключевые слова: Прохоровская мануфактура, военно-полицейские совещания, Пресня, генерал-губернатор, артиллерийская батарея, Московский военный округ, донесения, Николаевские казармы.

Денисенко А.А.
МОСКОВСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ НАКАНУНЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ: СОСТОЯНИЕ ИСТОРИОГРАФИИ

Аннотация. Отечественными историками осуществлена большая работа по исследованию подготовки русской армии к Первой мировой войне 1914-1918 гг. Серьёзным импульсом к значительному увеличению количества исследований в этом направлении послужил 100-летний юбилей начала конфликта в 2014 г. Тем не менее, приходится констатировать, что многие вопросы этой важной проблемы до сих пор остаются мало изученными. Одним из них является военно-окружная организация русской армии. В ещё меньшей степени исследованы отдельные военные округа – всего имеется лишь семь крупных работ, предметом изучения которых является отдельный военный округ, причём все они созданы в постсоветский период. Предметом данной статьи является Московский военный округ, его выбор обусловлен следующим. Этот округ охватывал 14 губерний и имел своим центром вторую столицу страны. Московский военный округ являлся одним из двух крупнейших по численности войск – к 1914 г. здесь базировалось пять корпусов. На протяжении 5 лет (1909 – 1914) перед Первой мировой войной Московским округом командовал один человек – генерал от кавалерии П. А. Плеве. Управление военными структурами в округе с центром во второй столице империи – Москве – это административные и стратегические задачи государственного масштаба. Поэтому исследование состояния отечественной историографии Московского военного округа для его последующего специального изучения представляется актуальным. Проведённый анализ позволяет сделать вывод, что на современном этапе развития отечественная историческая наука не располагает значительным количеством работ по теме исследования. Имеется лишь одна работа (диссертация А.Н. Куксина 2001 г.), посвящённая Московскому военному округу, и пять, косвенно затрагивающих эту военно-административную единицу. Фундаментальных трудов, непосредственно посвящённых изучаемой проблеме и позволяющих сформировать целостную картину процессов, происходивших в Московском военном округе перед мировой войной, в историографии нет. Диссертация А.И. Куксина в силу ряда существенных недостатков, главным из которых является узкая источниковая база, не может претендовать на эту роль. Всё это свидетельствует о том, что тема ещё далека от полной разработки и требует дальнейшего тщательного изучения в связи с наличием большого числа неиспользованных архивных материалов и иных источников.

Ключевые слова: Московский военный округ, военно-окружная система, подготовка к войне.

Солопов А.П.
ЕВРЕЙСКАЯ ДИАСПОРА ФРАНЦИИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ:
НОВАЯ СТРАТЕГИЯ ВЫЖИВАНИЯ

Аннотация. Антисемитизм, несомненно, является одной из наиболее разрушительных форм ксенофобии. В отдельные исторические периоды проявления антисемитизма во Франции были частью внутренней политики (дело Дрейфуса, резкий всплеск антисемитизма во время Семидневной войны 1967 года и политика правительства Шарля де Голля и др.). В настоящий момент фиксируется новый рост проявлений нетерпимости по религиозному и этническому признаку в отношении еврейской диаспоры этой страны. Происходят нападения, в первую очередь, на еврейские религиозные и образовательные центры, на членов еврейских общин, находящихся на улице в традиционной для еврейской культуры одежде. Экспертное сообщество связывает это с распространением ультраправых идей, миграционными процессами, радикальным исламизмом. При этом если раньше антисемитизм внутри французского общества являлся примером вертикального конфликта, то современная ситуация демонстрирует все признаки горизонтального конфликта, когда государство дистанцируется и осуждает действия, направленные против евреев, открыто выступает против антисемитизма. В свою очередь, еврейская диаспора Франции вынуждена вырабатывать формы противодействия проявлениям антисемитизма, мобилизуясь, временно отказываясь от свободного использования символов и предметов, позволяющих идентифицировать их как членов этнической группы, осваивая боевые навыки защиты от физического насилия, создавая структуры, отвечающие за безопасность членов еврейских общин и многое другое, вплоть до репатриации.

Ключевые слова. Еврейская диаспора Франции, антисемитизм, конфликт, этнокультурная мобилизация, этнополитический конфликт, терроризм.

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО
ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Капто А.С.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ И НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ГУМАНИТАРНЫХ И МИРОТВОРЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ ЮНЕСКО

Аннотация. Рассматривается реализация международной кафедрой ЮНЕСКО при ИСПИ РАН гуманитарных и миротворческих концепций ЮНЕСКО: становление новой научной дисциплины паксологии как науки о мире; проблемы миротворчества и миростроительства, гуманитарной безопасности, политологические и духовно-нравственные параметры глобализации и формирования многополюсного мира. Раскрывается роль ООН и ЮНЕСКО в реализации этих программ и вклад Российской Федерации в их осуществление.

Ключевые слова: цивилизация, культура мира, интеграция, глобализация, миротворчество, гуманитарная безопасность, миростроительство, «культура войны», террология, мафиология, социальная консолидация.

Ростовская Т.К., Егорычев А.М.
СФЕРА МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КАК НЕОБХОДИМАЯ РЕАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА

Аннотация. Представлены результаты аналитического исследования, связанного с ролью молодежи в социально-экономическом и социокультурном развитии страны. Авторы строят своё исследование на позиции, которая выражается в убеждении того, что российская молодежь выступает важным ресурсом и потенциалом развития российского государства и общества. Это порождает необходимость организации системного и планомерного подхода к изучению проблем молодого поколения. Проанализирован отечественный и международный опыт реализации государственной молодежной политики, который позволил выделить основные положения, её характеризующие, а также дифференцировать проблемы молодежи в рамках социологических исследований на две большие группы. Обзор существующих исследований по данной проблематике свидетельствует о том, что характер определения научного статуса понятия «молодежь» определяется особенностями социоисторического, социального и социально-демографического подходов. На основе проведенного анализа научной литературы по проблеме молодежи и молодежной политике, авторы предлагают уточненное понятие «молодежная политика» и обращают внимание на целесообразность формирования и развития теории социального развития молодежи.

Ключевые слова: методология, молодежная политика, социоисторический подход, социальный подход, социально-демографический подход, молодежь, социально-демографические группы, общество, общественные процессы.

Пшихачева А.А.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗА СЧЕТ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ

Аннотация. Статья посвящена исследованию перспектив развития экспортного потенциала образования за счет повышения конкурентоспособности российского образования на международном рынке. Автором проведен анализ роли и места российских образовательных услуг на международном рынке, особое внимание уделено проекту «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Проанализированы ключевые проблемы системы российского образования, которые являются барьерами на пути к повышению его конкурентоспособности, и предложены направления их минимизации (устранения) с целью реализации программных целей и перспектив экспортного потенциала российского образования. Исследование позволило заключить, что Россия имеет хорошие перспективы развития экспортного потенциала образования, однако, как показывает практика, реализация программных проектов в данной области началась без комплексной подготовки. Российские образовательные организации не имеют достаточной материально-технической базы для приема постоянно растущего количества иностранных студентов. Как следствие, российский рынок образовательных услуг не капитализируется в достаточно мере, что в результате может сказаться на уровне конкурентоспособности российского образования на международном рынке, а значит и экспортный потенциал реализован не будет. Приведенные направления оптимизации качества экспортируемых образовательных услуг во многом требуют инвестиций, исходя из чего, требуется пересмотр Программы «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», в частности, в финансовом контексте.

Ключевые слова: экспортный потенциал, конкурентоспособность образования, экспорт образования, приоритетный проект.

Жуков В.И.
ПСИХОЛОГИЯ ПРАВА: ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТРАСЛИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Аннотация. Универсальной базой изучения личности, образа жизни человека, мотивов его поведения, поступков и действий является психология права. Этимологически история возникновения термина «психология права» по времени относится ко второй половине XIX века. Впервые этот термин использовал во введении к своей работе «Борьба за право» немецкий ученый Рудольф фон Иеринг, которая была написана на базе лекции, прочитанной им в Венском университете в 1872 году. В переводе этой работы с немецкого языка на русский, который был выполнен П.П. Волковым в 1874 году, эта позиция нашла отражение. Другими авторами, прежде всего криминологами, использовался термин «уголовная» или «криминальная психология». В европейской школе социальных наук особая роль в развитии психологии права принадлежит Ж.Г. Тарду, Г. Ашаффенбургу, Л.И. Петражицкому. Психологическую теорию права Л.И. Петражицкого развивали его ученики П.А. Сорокин, Н.С. Тимашев, Г.Д. Гурвич и другие. В литературе советского периода термин «психология права» закрепился в середине XX века. Наиболее фундаментальными были исследования в области психология права, которые выполнили В.Л. Васильев, М.И. Еникеев, В.В. Сорокин,Г.Г. Шиханцов. К середине XX столетия психология права сформировалась как юридическая отрасль знаний и учебная дисциплина, вошедшая в программу подготовки специалистов в области юриспруденции на уровне магистра. Процесс институционализации психологии права, как отрасли юридических знаний и учебной дисциплины, был длительным по времени и остаётся дискуссионным с точки зрения понимания её предмета и теоретико-методологического статуса.

Ключевые слова: психология права, юридическая психология, психологическая теория права, междисциплинарная отрасль юридических знаний.

Халилов Дж.М.
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ – ПРЕДПОСЫЛКА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. В статье переход к устойчивому развитию рассматривается сквозь призму безопасности, раскрываются связи устойчивого развития с состоянием человеческого и социального капитала, ценностной ориентацией общества, его культурой. Особое внимание уделяется проблемам и перспективам Азербайджана в переходе к устойчивому развитию.

Ключевые слова: безопасность, устойчивое развитие, человеческий капитал, социальный капитал, культура, мультикультурализм.

Барчан Н.Н., Чумаченко А.П.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ  В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Аннотация. Цель исследования заключается в научно-теоретическом осмыслении вопросов организации и реализации политики в сфере противодействия экстремизму и обосновании рекомендаций по их совершенствованию. Объектом исследования является механизм противодействия экстремизму. Предметом исследования выступают элементы механизма противодействия экстремизму и организаторская деятельность субъектов управления высшего учебного заведения (вуза). Статья посвящена уяснению и уточнению целей, содержания, принципов и методов противодействия экстремизму и методологии организации антиэкстремистской деятельности в вузе с использованием совокупности исследовательских процедур, техники и методов. В ходе проведенного исследования уточнены основные понятия в данной области – экстремизм, противодействие экстремизму, организация противодействия экстремизму. Рассмотрены различные аспекты концептуального механизма управления противодействием экстремизму, выявлены закономерности и принципы противодействия экстремизму и дана их подробная характеристика. Представлен авторский подход к организации противодействия экстремизму, как процессу, включающему в себя совокупность задач противодействия экстремизму, которые, по сути, представляют его содержание. Особое внимание уделено принципам, формам, методам и практическим мероприятиям по противодействию экстремизму в вузе, которые могут быть использованы в различных образовательных организациях. Предложенные разработки нашли поддержку среди других вузов в ходе проведения научно-практических конференций, их можно рассматривать как комплексное решение актуальных вопросов разработки концептуального механизма по противодействию экстремизму и методологического, деятельностного подхода организаторской деятельности в вузах.

Ключевые слова: экстремизм, противодействие экстремизму, организация противодействия экстремизму, механизм управления, принципы, формы и, методы противодействием экстремизму.

РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ
СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ

Моздыкова Т.А.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПРОДУКТИВНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Автор статьи акцентирует внимание на психолого-педагогических аспектах мышления в профессии педагога-музыканта, способствующие развитию продуктивной познавательной активности юных музыкантов на начальном этапе обучения. Педагогическое мышление – знаковая профессиональная способность, являющаяся одним из главных элементов продуктивного жизнетворчества педагогической личности. С его помощью педагог может находить и конструировать методы педагогического воздействия, осуществлять поиск приемов и форм решения педагогических задач, в следствии чего педагогическое мышление приобретает творческий характер, что способствует формированию у ученика навыков продуктивной познавательной активности на раннем этапе музыкального обучения. Мышление в педагогической деятельности является психологической основой постановки и решения учебных задач. Использование и применение результатов этой деятельности логически обусловливают природу их возникновения. Они подразумевают наличие субъект-субъектных отношений во взаимоотношениях педагога и учащегося. Мышление работает, основываясь на диалектических законах, изучает различные явления в педагогике в процессе их развития, тем самым, способствуя более точному определению характера ученика. Это позволяет построить процесс взаимодействия с начинающим музыкантом в правильном направлении. На раннем этапе музыкального обучения ученик выступает не только как объект обучения и воспитания, но и как творчески действующий субъект и личность. Взаимодействие педагога и ученика на этом этапе предполагает развитие интеллектуальной активности мышления. Необходимым психологическим условием в этом случае является взаимная активность двух участников процесса, что позволяет сформировать в ученике такую жизненную позицию, которая направлена на оптимизацию его продуктивной познавательной активности. Сам процесс обучения музыки, на раннем этапе, основан на субъект-субъектном взаимодействии двух участников педагогического процесса. И, в данном случае, его можно определить, как личностно-ориентированное. Позитивный настрой преподавателя в общении с учеником способствует снятию психологических барьеров и наилучшим образом создает необходимые предпосылки и условия для эффективного обучения и творческого развития ученика. Педагог является в данном случае не только создателем творческого педагогического процесса, но и как связующее звено между учеником и музыкальным миром.

Ключевые слова. Педагогическое мышление, педагогическое общение и взаимодействие, продуктивная познавательная активность, музыкальное обучение и воспитание, творческие навыки, начальный этап музыкального обучения, педагогическое сотрудничество, диалогические формы педагогического взаимодействия, ансамблевое музицирование, проектная деятельность, мультимедийные технологии.

Макшанцева Л.В., Зотова М.В.
К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье обосновывается актуальность проблемы изучения внутренних и внешних факторов, которые могут оказать влияние на зарождение предпосылок и проявление девиантного поведения у подростков. В статье анализируются теоретико-методологические подходы отечественных и зарубежных исследователей к изучению причин и факторов девиантного поведения подростков, а также различные подходы к решению проблемы отклоняющегося поведения несовершеннолетних правонарушителей. Отмечается важность рассмотрения девиантного поведения подростков комплексно, как значимую социальную, социально-психологическую, социально-педагогическую и социокультурную проблемуПри анализе условий и причин проявления отклонений от социально приемлемого поведения, норм, принятых в обществе, характеризуются внешние и внутренние факторы. К внутренним факторам, оказывающим влияние на развитие и поведение подростков, относят их индивидуально-личностные особенности, определяющие склонность к отклоняющемуся поведению разных видов, форм, типов, направленности. К внешним факторам, оказывающим влияние на развитие и поведение подростков, относят происходящие в обществе процессы, включая: политические, идеологические, законодательные, институциональные (прежде всего семья, образовательные учреждения). Особая роль при этом отводится семье, особенностям семейного воспитания, а также среде сверстников. Раскрываются современные тенденции поднятой проблемы, которые отражают взаимосвязь условий развития процессов общества и процессов развития детей и подростков, на примере широкого распространения информационно-коммуникационных технологий и появления новых тенденций в развитии нового поколения, в сравнении с предшествующими поколениями. Подчеркивается, что девиантное поведение подростков как социальное явление важно рассматривать и изучать с учетом всех его форм и проявлений в контексте тесного взаимодействия родительских и педагогических сообществ, руководителей молодежных групп и объединений. Адекватная реакция социального окружения, взрослых при появлении причин, способных привести к отклоняющемуся поведению подростков, будет способствовать предотвращению создающейся проблемы на этапе ее зарождения. Наряду с этим отмечается, что в психологической профилактической работе имеются значительные сложности при раннем выявлении склонности личности к девиациям. В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на раскрытие особенностей агрессивности и склонности к агрессии подростков как внутреннего фактора девиантного поведения с учетом личностного и ситуативного аспектов, а также в контексте особенностей семейного воспитания, которые могут являться значимым внешним фактором девиантного поведения подростков.

Ключевые слова: девиантное поведение, отклоняющееся поведение, подросток, внешние факторы девиантного поведения, внутренние факторы девиантного поведения, агрессивность, склонность к агрессии и насилию, психологическая профилактика, неблагополучные семьи.

Плахута О.Г.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ  К ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЕЙНОЙ ЗАБОТЕ

Аннотация. В статье анализируются программы подготовки граждан, выразивших желание взять на воспитание в свою семью ребенка-сироту (детей) к замещающей семейной заботе в рамках школ приемных родителей (ШПР). Подчеркивается актуальность данной проблемы для социальной сферы и государства РФ в целом. Обращается внимание на то, что существующие программы в работе с детьми-сиротами, подавляющее большинство из которых имеют депривационные расстройства, различные соматические заболевания, а также физические и психические патологии, к великому сожалению, поверхностны и однообразны и, поэтому, малоэффективны. Кроме того, подобные программы, в силу своей краткосрочности, не представляют возможности сформировать и развить у потенциальных приемных (замещающих) родителей достаточный уровень знаний, умений, навыков и профессионально важных качеств, необходимых для эффективного выполнения деятельности по замещающей семейной заботе. Все это дает основания полагать, что замещающая семейная забота, в своей основе, должна стать профессиональной и осуществляться профессиональными приемными (замещающими) родителями, то есть специалистами, обладающими соответствующими профессиональными компетенциями.

Ключевые слова: сиротство,школа приемных родителей,ребенок-сирота, замещающая семейная забота, компетентностный подход.

Каирова Р.Б., Курданова Х.М., Сарбашева З.М.
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Аннотация. В статье авторы отмечают, что в системе образования необходимо уделять большое внимание декоративно – прикладному искусству, поскольку утрачиваются исконные корни национальной культуры. Они считают, что свою основную задачу педагоги должны видеть в том, чтобы прививать интерес к своей национальной культуре и искусству. Перед ними множество проблем, например, как представить будущему поколению культурное наследие национального творчества, как найти творческий синтез старого и нового. Для этого необходимо использование в преподавательской работе широкого спектра фольклорного творчества народа, материалов прикладного изобразительного искусства.

Ключевые слова: личность, воспитание, национальная культура, изделия, традиция, будущее поколение.