РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 
РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Крючкова А.А.
ОСНОВНЫЕ МИГРАЦИОННЫЕ ТРЕНДЫ В ИРЛАНДИИ
В КОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Аннотация. В статье исследуются основные миграционные процессы, характерные для Ирландии на рубеже XX-XXI веков. Схемы перемещений ирландских мигрантов помещаются в исторический контекст, дается общая характеристика особенностей миграционных процессов в условиях экономики «Кельтского тигра» 1990-х гг. Ирландия обладает полуторавековой традицией эмиграции, которая традиционно связана с уровнем безработицы и другими показателями экономических трудностей. Эмиграция оставалась характерной чертой на протяжении большей части XX века, не испытав существенного влияния краткосрочного улучшения экономических перспектив в 1970-х гг. и достигнув рекордных показателей в конце 1980-х гг. В середине 1990-х гг. с появлением экономики «Кельтского тигра» произошли основательные изменения в миграционной схеме Ирландии: страна впервые с 1970-х гг. испытала чистый приток населения и сменила эмиграционный профиль на иммиграционный. В страну стали возвращаться ранее покинувшие ее ирландские эмигранты, накопившие за время пребывания за границей профессиональный опыт и культурный капитал, а также обладавшие более высоким уровнем образования. Некоторые из вернувшихся мигрантов встретились с трудностями в попытках реинтегрироваться в трансформировавшееся ирландское общество «Кельтского тигра» и эмигрировали повторно, сформировав тем самым относительно новый тренд повторной эмиграции.

Ма Ифэн
ЭВОЛЮЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В ПЕРИОД 1991-2015

Аннотация. В статье проанализирована внешняя политика Казахстана в период 1991-2015. Географически, Казахстан расположен на стыке Азии и Европы, где скрещиваются транспортные и коммуникационные линии, соединяющие Запад и Восток, гранича с двумя влиятельными странами мира: Россия и Китай. Для Казахстана, практически в качестве непременных составляющих международного стратегического партнерства на всех направлениях выступают: политическое взаимодействие и обоюдная внешнеполитическая поддержка (высокий уровень доверия, открытость, равенство, согласованная позиция по ряду ключевых вопросов международной политики); экономическое сотрудничество (в первую очередь, партнерство в инвестиционной сфере, значительный внешнеторговый оборот); сотрудничество в энергетической сфере (Мировое сообщество смотрит на Казахстан как на один из основных источников энергии в XXI в.); безопасностный фактор. Правительству Казахстана удавалось проводить многовекторную внешнюю политику, сбалансировать отношение с Китаем, Россией, Соединенными Штатами Америки, и в меньшей степени, Евросоюзом и странами центральной Азии. Казахстан в качестве члена такой важной международной организации, как ООН (Организация Объединенных Наций), ВТО (Всемирная торговая организация), ЕАЭС (Евразийский экономический союз), ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), G20 (Большая двадцатка) и т. д., поддерживает тесные связи с этими странами в сферах экономики, торговли, культуры и военной безопасности. В целом этот период явился для внешней политики Казахстана временем создания модели лавирования и тонкого баланса между мировыми центрами силы.

Смирнова Е.В.
ПОДГОТОВКА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ВОСТОКОВЕДОВ И РУССКО-АРАБСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ (ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА)

Аннотация. В статье прослеживается взаимосвязь между процессом становления отечественного востоковедного образования и развитием русско-арабских гуманитарных связей. В начале XIX в. русское правительство нуждалось в переводчиках-востоковедах, необходимых для реализации политических целей, а также налаживания контактов с мусульманскими народами. Приглашенные в российские университеты Х.Д. Френ, Ж.Ф. Деманж преподавали арабский язык, опираясь на грамматико-переводной метод, не способствовавший развитию у студентов коммуникативных навыков. Отсутствие в Учебном отделении МИД практического курса арабского языка и некоторых других языков, употребляемых в Леванте, не позволяло подготовить квалифицированных переводчиков для службы на Ближнем Востоке. Качественные изменения в подготовку российских востоковедов внесли О.И. Сенковский и А.К. Казем-Бек, которые преподавали арабский язык по западной и восточной системам и были инициаторами научных командировок на Ближний Восток. Преподавание разговорного арабского языка усилилось благодаря шейху Тантави, ученики которого успешно служили дипломатами на Арабском Востоке. По мере улучшения теоретической и практической подготовки отечественных востоковедов русско-арабская коммуникация становилась эффективней.

Томилин А.Р.
РУССКИЙ ВОЕННЫЙ АГЕНТ В ГРЕЦИИ А.П. ПРОТОПОПОВ: ИСТОРИЯ НАЗНАЧЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена истории учреждения поста русского военного агента в Греции, и назначения первого офицера на эту должность – Генерального штаба подполковника А.П. Протопопова. Причиной к тому послужил греко-турецкий кризис 1879 года из-за спорных пограничных регионов, ввиду чего военному ведомству России необходимо было иметь сведения о греческой и турецкой армиях с места событий. Описывается поездка Протопопова в Грецию осенью 1880 года, её организация, ход и итоги. Ввиду успеха миссии Протопопова, в Петербурге было решено учредить постоянный пост военного агента в Греции. Статья использует архивные источники, реконструируя ход событий и восстанавливая их контекст.


РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ 
СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Ростовская Т.К., Егорычев А.М.
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: ОЖИДАНИЕ НООСФЕРНОГО ПУТИ РАЗВИТИЯ

Аннотация. Настоящее исследование носило аналитический характер. В статье представлен краткий социально-философский анализ проблемы, касающейся развития мировой цивилизации в XXI веке, ожидаемого ноосферного будущего. Цель исследования заключалась в социально-философском обосновании будущего ноосферного пути развития человечества. Исходя из поставленной цели, решались задачи, направленные на обоснование необходимости смены эволюционного пути современным мировым сообществом. Рассмотрено мировое сообщество как сложная суперсистема, выделены и обоснованы основные свойства и характеристики, ей присущие, как суперсложной социоприродной системе, которые обуславливают её выживание и развитие. Дана характеристика современному состоянию мирового сообщества, выявлены её кризисные составляющие. На основании философско-методологических посылов и теоретических положений русских ученых-космистов, выделены определяющие аспекты, касающиеся ноосферного будущего человечества, которые рассмотрены с социально-философской позиции в контексте нового времени. Выявлены и обоснованы необходимые условия, которые будут способствовать активному движению мирового сообщества к организации нового ноосферного формата своего жизнеосуществления. Решая поставленные цель и задачи, авторы, подвергли тщательному анализу концептуальные идеи, научные положения и теории, отечественных и зарубежных философов, экономистов, политиков, ученых и мыслителей XIX-XXI вв., касающихся, как состояния мировой цивилизации, так и возможных путей её развития. В результате пришли к заключению о том, что мировая цивилизация, несмотря на огромные проблемы и риски ей сотворенные, находится на этапе перехода к ноосферному пути развития. Другого варианта выживания и устойчивого развития у нее просто не существует.

Ахмедьянова А.Х.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В КРОСС-КУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В данной статье автор исследует проблему формирования гармонично развитой личности обучающегося в кросс-культурной образовательной среде современной школы. Проблема формирования гармонично развитой личности является особенно актуальной для современного российского общества, которое по своему характеру является многонациональным и многоконфессиональным. Автор исследования утверждает, что именно в школе возможно создать кросс-культурную образовательную среду, которая обеспечивала бы межкультурный диалог, межкультурный обмен, межкультурный опыт, ориентированные на культуросообразное и культурсозидательное развитие личности, с целью формирования развитых чувств толерантности и уважения к этнокультурному многообразию российского общества. А для того, чтобы подобная кросс-культурная среда имела эффективное воздействие на личность обучающегося, необходимо практиковать специальные формы и методы обучения. Поэтому автор статьи обращает свое внимание на использование интерактивных форм и методов в формировании гармонично развитой личности обучающегося, так как интерактивность уже понимается как гармоничное взаимодействие личностей. В настоящем исследовании эффективность использования интерактивных форм и методов формирования гармонично развитой личности обучающегося показана и доказана в рамках гуманитарных школьных предметов – обществознания и права, на примере определённых тем.

Безклубая С. А.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ: ЭВОЛЮЦИЯ К НОВОМУ КАЧЕСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Современное обновление интеллектуальных ресурсов нашей страны начинается с модернизации всех уровней системы образования. Особое внимание – высшей школе и выбору приоритетов её качественного изменения: интенсивности и эффективности познавательного процесса. Понимание студентом технического вуза причин противоречивости взглядов наших современников на традиционные мораль, нравственность, ценности, этикет — реальная необходимость, позволяющая ему в дальнейшем избежать иллюзий и стереотипов в профессиональной деятельности. Умение инженера эффективно работать в команде, общаться как в рамках своей профессии, так и в обществе в целом, соблюдая правила морали и нравственности, складывается ещё в вузе в рамках изучения этики, особенно, профессиональной. Преподавание профессиональной этики в техническом вузе формирует личностные и социальные компетенции студента как важнейший элемент профессионализма. Важно обозначить алгоритм обновления качества образовательной среды технического вуза при изучении студентами проблем этики за счёт: усиления этической составляющей образовательных стандартов; знания, владения, умения будущих инженеров с необходимостью применять этические нормы в профессии; продуктивного на уровне морали взаимодействия гуманитарных и инженерно-технических дисциплин.

Овчинникова Ю.Е.
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР СУБЪЕКТИВНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

Аннотация. В статье представлен анализ влияния социально-нравственной ориентации личности на субъективное благополучие. Взаимосвязь субъективного благополучия и социально-нравственных норм рассматривается в контексте материального и финансового положения человека. Субъективное экономическое благополучие является одновременно элементом общего субъективного благополучия и независимым фактором, который определяет общее благополучие человека и степень удовлетворенности жизнью. В нашем исследовании мы предприняли попытку установить взаимосвязь между субъективным экономическим благополучием, как одним из аспектов психологического благополучия, и личной социальной ответственностью, как показателем социальной направленности личности. Было показано, что различные типы социальной ответственности по-разному согласуются с проявлениями субъективного экономического благополучия. Мужчины и женщины по-разному ощущают субъективное экономическое благополучие в связи с выраженностью того или иного типа социальной ответственности. Интернальная социальная ответственность в наибольшей степени способствует выраженности субъективного экономического благополучия у женщин. Субъективная удовлетворенность сильно зависит от внешних факторов и оценки других людей у мужчин с выраженной экстернальной социальной ответственностью. Женщины с преобладающей прагматической ответственностью, имеют склонность к вытеснению негативных эмоций и переживаний связанных и с вопросами финансового благополучия. Дистантная социальная ответственность способствует ощущению удовлетворенности имеющимся положением без надежды на дальнейший рост, независимо от пола.

Жемерикина Ю.И., Раев К.В., Cавка О.Г.
НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК ОСНОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Работа педагога в высшем учебном заведении подразделяется на широкий диапазон деятельности, включающей творческую, воспитательную, научно-исследовательскую, что делает данный вид деятельности сложным для мотивации труда и оценки качества. В статье рассматриваются два способа мотивирования педагогических кадров: материальный и нематериальный. В статье делается акцент на использовании мотивации при построении системы оценки качества образования, для достижения оптимального баланса между ними, что позволит учесть психолого-педагогические и социальные потребности педагогов высшей школы.

В статье рассматривается вопрос о независимой оценке качества высшего образования. Представлен опыт РТУ МИРЭА по проведению независимой оценки профессиональных компетенций как одного из аспектов составляющих внутреннюю систему оценки качества высшего образования.

Кишиков Р.В., Климова Е.М.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования карьерных ориентаций сотрудников организации.  Показано, что для группы руководящих работников характерна ориентация на следующие ценности: менеджмент, автономия, предпринимательство, власть, карьера, активная деятельная жизнь, материально обеспеченная жизнь, удовольствия, независимость, образованность, ответственность, рационализм, эффективность в делах. Доминирующая направленность ценностных ориентаций данной категории людей характеризуется вовлеченностью в сферу труда. Для рядового персонала выявлена ориентация на такие ценности как: стабильность места жительства, аккуратность, воспитанность, жизнерадостность, чуткость, терпимость, честность. Доминирующая направленность ценностных ориентаций данной категории людей характеризуется вовлеченностью в семейно-бытовую и досуговую активность.

Лапина Н.А.
СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Аннотация. В статье представлены существующие на данный момент трактовки термина «педагогическое сопровождение». Целью исследования является систематизировать определения данного понятия; выявить содержание и сущность педагогического сопровождения в контексте образования детей с особыми образовательными потребностями. Автор рассматривает явление педагогического сопровождения образования с точки зрения существующих подходов (аспектов), которые условно подразделяются на две категории: психологический и медико-психологический подходы, социально-педагогический и педагогический. Автор приводит трактовки отечественных и зарубежных ученых (Т.В. Черниковой, И.В. Дубровиной, М.Р. Битяновой, В.И Слободчикова, Е.И. Исаева, Л. Бинсвангера, Р. Мэй, А. Маслоу, М. Селигмана и др.) трактующих данное понятие с точки зрения психологических и медико-психологических подходов. В статье также представлены определения педагогического сопровождения в контексте социально-педагогической модели (И.А. Голицына, Ю.В. Жегульская, Д.А. Маргиева, М.В. Синельник, Т.В. Фурляева, И.А. Яценко, В.П. Бондарев, В.В. Кэрролл, А. Тейт, Д. Бейли, Д. Керкап, М. Мур, Г. Керсли, Б. Вавлз и др.) Как утверждает автор, педагогическое сопровождение – это совокупность педагогических действий сущность которых заключается в следующем: 1) выявление особых потребностей и установлении «границ успеха» детей с особыми образовательными потребностями; 2) применение различных средств организации педагогических фасилитативных мер для удовлетворения особых потребностей и достижения «границ успеха»; таких мер как создание специальной методологической базы для обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, в том числе с обязательной помощью специалистов из области психологии, медицины, социологии; 3) постоянный пересмотр особых образовательных потребностей детей и установление новых «границ успеха».

Носов А.В., Некрасова Е.А.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ДЕНЬГАМ МЕТОДОМ АНАЛИЗА АССОЦИАЦИЙ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Аннотация. Организация военно-политической работы с военнослужащими на современном этапе требует адекватного понимания структуры мотивации служебной деятельности. Отношение к деньгам, по мнению многих исследователей, является весомым компонентом мотивации служебного поведения и деятельности военнослужащих, а также играет важную роль в обеспечении психологического благополучия человека в современном обществе. Понимание структуры, содержания и компонентного состава субъективных представлений о деньгах в сознании военнослужащих позволит повысить эффективность психологического сопровождения военной службы в современных условиях.

Предметом исследования в статье является структура и содержание компонентов субъективного отношения к деньгам у курсантов ВВУЗов и военнослужащих МО РФ. Исследование проведено методом ассоциативного эксперимента, что обеспечило снижение влияния на результаты исследования стремления военнослужащих демонстрировать социально одобряемые формы поведения и повысить достоверность результатов. При анализе результатов исследования применялись методы статистической и логической кластеризации. В работе выявлены основные группы понятий (15 групп ассоциаций), составляющие тезаурус испытуемых по отношению к понятию «деньги». Выделенные группы понятий оценены по значимости в структуре и объединены в компоненты («фактические доходы и траты», «влияние и комфорт», «эмоциональное отношение»), описывающие субъективное отношение к деньгам, у испытуемых. Выводы касаются определения ведущих у данной категории испытуемых компонентов и формирования гипотезы о дальнейшем использования полученных результатов.

Плахута О.Г.
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ К ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЕЙНОЙ ЗАБОТЕ

Аннотация. В статье раскрывается интегрирующая роль компетентностного подхода, обеспечивающего объединение всех составляющих процесса образования в единое целое, в результате чего происходит становление личностной позиции будущего специалиста. Особое внимание уделяется рассмотрению подготовки специалистов к замещающей семейной заботе с позиций компетентностного подхода. Подчеркивается, что в системе жизнеустройства детей-сирот данный подход рассматривается впервые.

Прядеин В.П.
ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ (НА ОСНОВЕ ДНЕВНИКОВЫХ ЗАПИСЕЙ Л.Н. ТОЛСТОГО)

Аннотация. В задачу настоящей работы входил анализ динамики изменения отношения Л.Н. Толстого к смерти в четырех возрастных группах по его дневниковым записям. На основании физиологической периодизации рассмотрено изменение отношения к смерти в четырех возрастных периодах: I зрелом (21-35 лет), II зрелом (36-60 лет), пожилом (61-75 лет) и старческом (76-92 года). Идет процентное увеличение записей о смерти, от 0,6 в первом зрелом возрасте до 12,9 в старческом возрасте, чему не в малой степени способствовали хронические болезни. В последние периоды жизни Л.Н. Толстой начинает верить в жизнь после смерти и реинкарнацию, что способствовало бесконфликтному ожиданию смерти.

Рощупкин В.Г.
РОЛЬ СУБЪЕКТА КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация. В статье исследуется процесс перехода современного общества на новый этап развития и место в этом процессе системы образования, обосновывается основополагающая роль субъекта культуры в развитии культуры и общества в стадии перехода. Субъект культуры выступает здесь в качестве преобразователя общества, являясь одновременно субъектом накопленных человечеством знаний, умений, навыков, способов взаимодействия с обществом и людьми. Формирование субъекта культуры предполагает формирование его культурного потенциала в процессе образования. Именно культурный потенциал является ресурсом, позволяющим субъекту осуществлять культурную деятельность, нацеленную на сохранение целостности общества и культуры в современном мире.

Тарасевич Н.И., Ханова Е.О.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Современный человек развивается в поликультурном мире, требующим формирования определенных качеств личности. Образовательная система претерпевает изменения, нацеленные на соблюдение требований социума и рынка труда к личности молодого специалиста. Высшее музыкально образование интегрировалось в поле других специальностей и нуждается в модернизации методической базы для обучения современного музыканта, отвечающего требованиям разностороннего развития. Внедрение принципов гуманистической педагогики в образовательный процесс видится авторам эффективной стратегией развития педагогических технологий. Рассмотрены истоки становления гуманистической педагогики и идеи гуманизации образования. Обоснована актуальность внедрения педагогических технологий гуманистической направленности в высшее музыкальное образование.

РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ

Гузеев В.А., Камышанов А.А.
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЗАМЕСТИТЕЛЯ КОМАНДИРА СОЕДИНЕНИЯ ПО ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Аннотация. В статье рассмотрены современные подходы к понятию «коммуникативная компетентность». Представлено авторское понятие и дана характеристика коммуникационной компетентности заместителя командира по военно-политической работе. Дана оценка роли коммуникативной компетентности заместителя командира по военно-политической работе в достижении успеха в деятельности должностного лица.

Караяни А.Г., Кандыбович С.Л.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В УСЛОВИЯХ ПУСТЫНИ

Аннотация. В статье анализируются особенности влияния специфических природных и погодно-климатических условий пустыни на профессиональную деятельность военнослужащих. Выделены основные факторы, влияющие на функционирование психофизиологической системы и деятельность военнослужащих: экстремально высокие температуры окружающей среды, бедность осадков, недостаток питьевой воды, бедность растительности, способной создавать тень, пыльные бури, однообразие пейзажа, практическое отсутствие ориентиров, слабо выраженные защитные и маскирующие свойства местности, редкая сеть дорог, необходимость высоких физических затрат при свершении маршей, оборудовании боевых позиций и объектов жизнедеятельности. Описываются процессы физиологической регуляция организма в условиях высоких температур окружающей среды. Раскрывается влияние высокой температуры окружающей среды на работоспособность, эмоции и поведение военнослужащих. Определяется система мер по психологической подготовке военнослужащих к выполнению профессиональной деятельности в пустынях и оптимизации психофизиологического их психофизиологических состояний в процессе боевых действий.

Гайдамашко И.В., Катцова А.П.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫМИ ДЕТЬМИ

Аннотация. Данная статья посвящена комплексному подходу к профилактике профессионального выгорания, включающему оптимизацию организации управления и развитие личностных ресурсов работников. Приведен обзор российского и зарубежного опыта такой практики. Описана специфика труда педагогов, работающих с длительно тяжелобольными детьми. По результатам проведенного исследования представлена структура и степень профессионального выгорания у данной категории педагогов, определены личностные ресурсы, помогающие противостоять выгоранию. Предложен комплексный подход по профилактике и борьбе с выгоранием.

Донцов Д.А., Денисова К.И.
МОТИВАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В данной эмпирической статье проведено исследование мотивационный сферы личности спортсменов юношеского возраста, описываемых по четырём категориям: вид спорта, пол, спортивный стаж, спортивный разряд. В исследовании приняли участие 116 спортсменов в возрасте от 18 до 22 лет. Изучены мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудач, а также ряд показателей, отражающих мотивы занятий спортом. Выявлены значимые различия между группами спортсменов.

Лужбина Н.А., Гурова О.С., Подручная Д.А., Даренских С.С.
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В БУЛЛИНГЕ

Аннотация. В статье представлен теоретический анализ такой широко распространенной проблемы образовательных учреждений, как «буллинг». Проявления буллинга различны и затрагивают большое количество детей. Воздействие буллинга может быть направлено на каждого отдельного обучающегося и распространяться на весь социально-психологический климат группы. Первопричина травли становится последствием, а последствие её причиной. Разобраться в этом замкнутом круге пытаются многие учёные, анализируя существующие труды и проводя свои собственные исследования. Также в статье рассматриваются результаты эмпирического исследования, направленного на выявление личностных особенностей подростков, участвующих в буллинге. В данном исследовании применялись следующие методики: опросник диагностики насилия и буллинга в школе Kim Su Jeong в модификации В.Р. Петросянц; тест измерения агрессии Б. Басса и Р. Дарки, адаптированного Л.Г. Почебут; тест стратегий поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса; методика определения уровня тревожности Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханина. В рамках исследования было установлено, что риск возникновения буллинга увеличивается благодаря высокому уровню агрессивности большинства подростков и использованию ими в конфликтных ситуациях неконструктивных стратегий поведения. Информация о личностных особенностях обучающихся является важным элементом не только в появлении и развитии буллинга в образовательной среде, но и в организации психолого-педагогической работы по его профилактике и коррекции.

Семенова А.О., Осипов Ф.М.
АРТ-ТЕРАПИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ И МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ 7-11 ЛЕТ С ДИАГНОЗОМ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. Статья посвящена арт-терапевтической программе по развитию речи у детей с диагнозом ЗПР. Для таких детей характерен низкий словарный запас и часто общее недоразвитие речи, что выражается в отсутствии связной речи. Поскольку все ВПФ взаимосвязаны, то с развитием речи происходит и развитие памяти, внимания, мышления. А поскольку наша программа арт-терапевтическая, то данная методика направлена на коррекцию эмоционально-волевой сферы, а также на формирование личности ребенка и его ценностей.

Собченко А.М.
КЛАССИФИКАЦИЯ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ПИЛОТОВ ПРИ ТРЕНАЖЕРНОЙ ПОДГОТОВКЕ

Аннотация. В статье раскрывается модель кризисных ситуаций и их влияния на индивидуально-личностные особенности пилотов, которая устанавливает, что такими могут быть — интенсивная и длительная работа, использование сложной современной техники в условиях дефицита времени и информации, вынужденной рабочей позы и ограниченной или избыточной общей активности, которая существенно влияет на профессиональную деятельность пилотов гражданской авиации.

Исследования показали, что в экстремальных ситуациях психика пилотов напрямую связаны с уровнем конструктивности или деструктивности поведения, и терпит изменения в беспорядке посттравматического стресса.