РАЗДЕЛ I. НАША ПАМЯТЬ – БЕССМЕРТНА!

Голубицкий Ю.А.
«ПЯТАЯ КОЛОННА» И ЕЁ ВДОХНОВИТЕЛИ В ПОПЫТКАХ ОБОЛГАТЬ ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ

Аннотация. Статья показывает отношение к ВОВ двух страт соотечественников: диссидентов и коллаборационистов. Исследует генезис, причины, мотивацию, которые привели их к тягчайшему преступлению, каковым является предательство Родины и готовность к сотрудничеству с её врагами. В поле зрения автора – зарубежные центры, непрерывно на протяжении десятилетий проводящие подрывную деятельность против СССР – России. Содержит статья выводы, ряд пожеланий в отношении российской исторической науки, которые смогут помочь очистить историю ВОВ от клеветы и инсинуаций врагов, от чрезмерных восхвалений и превратить её в строгую научную дисциплину и истинную школу патриотизма для сменяющих друг друга поколений россиян.

Лаптев Л.Г., Науменко В.Г.
ПОСЛЕДНИЙ МАРШАЛ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

Аннотация. 25 февраля 2020 года в возрасте 95 лет перестало биться сердце последнего Маршала Советского Союза – Дмитрия Тимофеевича Язова. 17-летним парнем в ноябре 1941 года, не успев окончить среднюю школу, он добровольцем начал военную службу. После войны окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе и продолжил карьеру кадрового военного. В 1987 году генерал армии Д.Т. Язов стал министром обороны Советского Союза, а в 1989 г. получил звание Маршала Советского Союза. Последнего маршала СССР Дмитрия Тимофеевича Язова похоронили 28 февраля 2020 года на Военном мемориальном кладбище в Мытищах.

Халилов Джалил Малик оглы
ГЕНЕРАЛ АЗИ АСЛАНОВ – ЗЕРКАЛО АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ПАТРИОТИЗМА

Аннотация. Сейчас, в условиях неофашистских вызовов, особую значимость приобретает знание подлинной истории Второй мировой войны, имен и заслуг героев, отдавших жизнь за свободу и процветание народов Советского Союза. Это наш долг перед поколением, победившим фашизм вопреки огромным трудностям. В этом отношении поучительно участие Азербайджана в Великой Отечественной войне (ВОВ), и знание реальных фактов о ней. Азербайджан внес весомый вклад в победу в этой войне. Жизнь таких людей как генерал Ази Асланов является прекрасным примером проявления азербайджанского патриотизма, отличающегося пониманием единства национального и интернационального, азербайджанских и всенародных нравственных ценностей.

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Ахрамович Н.В.
К ВОПРОСУ О ТРАНСФОРМАЦИИ ИДЕНТИЧНОСТИ НЕМЕЦКИХ ПОЛИТЭМИГРАНТОВ В СССР

Аннотация. С установлением нацистской диктатуры в Германии в 1933 году в Советском Союзе нашли убежище лидеры Коммунистической партии Германии (КПГ), а также немецкие писатели-антифашисты. Наблюдения за происходящим в мире и новые социокультурные условия Советского государства оказывали влияние на соотношение политической и национальной составляющих идентичности политэмигрантов, что в свою очередь отражалось на их проектах о будущем Германии. На основе ранее неопубликованных документов Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ), а также текстов официальных документов, газетных и журнальных статей автор анализирует изменение соотношения составляющих идентичности немецких политэмигрантов. Хронологические рамки статьи охватывают четыре предвоенных года – с 1935 по 1939 гг. Наряду с использованием историко-генетического и историко-сравнительного методов, в статье предпринята попытка оспорить устоявшийся подход к автобиографическим документам при помощи теории коммуникативного действия Юргена Хабермаса. Для анализа идеи и лозунгов политэмигрантов автор обращается к наработкам Кембриджской школы интеллектуальной истории. Автор приходит к выводу об уравновешенности национальной и политической составляющих идентичности политэмигрантов в рассматриваемый период. Несмотря на воздействие советской системы, а также принадлежность политэмигрантов к коммунистической идеологии, лозунги-клише имели национальную этимологию и находились в созвучии с идеями европейцев и соотечественников в других странах мира. Взаимодействие немецких политиков и писателей в эмиграции позволяло им поддерживать национальную составляющую идентичности – то, о чем не могли говорить функционеры, выражали деятели искусства. В этой связи перед эмигрантами не стояла сложность отделения нацистского от германского. В статье показано значительное влияние революции и Гражданской войны в Испании (1936-1939) на идеи и политическую составляющую идентичности политических эмигрантов. Библиогр. 18 назв.

Капто А.С.
ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ НАЦИЗМА

Аннотация. В статье рассматривается нацизм как деструктивная политическая идеология, лежащая в основании политического режима Германии 30-40-х годов XX века. Приводятся результаты анализа доктрины национал-социализма, ключевые документы и нормативные акты, определявшие политико-правовое устройство нацистского режима.

Солопов А.П.
ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ОБРАЗА ЦАРЯ В ДРЕВНЕЙШИХ ХЕТТСКИХ ЛИТЕРАТУРНЫХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ТЕКСТАХ

Аннотация. В статье представлен анализ репрезентации образа царя в нарративных источниках, относящихся ко временам образования государства хеттов, а также древнехеттскому периоду. Выявлены специфические особенности восприятия царской власти, характерные для данной эпохи – видение авторами текстов образа царя как военачальника, судьи, верховного жреца и слуги богов, наделенного их покровительством, однако не обожествляемого. Позднее происходит резкое смещение акцента в источниках с переносом внимания на описание личностных качеств правителя: ума, хитрости, дипломатических навыков, а также на сюжеты, связанные с институтом династических браков. Тогда же, значительно более рельефными становятся идеи исключительной близости царя к богам. Расширяются жреческие полномочия правителя. Появляется устойчивая формулировка «царь стал богом» как эвфемизм смерти, свидетельствующая о возникновении и распространении царского культа. Гораздо чаще встречаются мотивы ответственности царя перед божествами за судьбу, жизнь, здоровье и благополучие своих подданных. Все это позволяет говорить об отражении в культуре характерной для новохеттского царства тенденции к усилению власти лабарны (царя), ее централизации, и укреплению в сознании народа.

РАЗДЕЛ III. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Володарская Е.А., Бухаренко Л.В.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СУПРУГОВ МЕЖЛИЧНОСТНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ В БРАКЕ

Аннотация. Статья посвящена выявлению социально-психологических факторов, влияющих на становление феномена удовлетворенности браком в супружеских парах с разным стажем семейной жизни. На основе изучения 24 супружеских пар выявлено, что ключевым фактором семейного благополучия является психологическая совместимость супругов. Содержательный анализ выявил высокую важность отношения респондентов к браку, значимость эмоционального комфорта в семье и умения справляться с конфликтами. Выявлен статистически подтвержденный высокий уровень согласованности семейных ценностей в парах. Анализ ролевых ожиданий и притязаний в браке показал высокую значимость семейных отношений и ролевую адекватность супругов.

Дедкова Г.И.
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ. РАЗВИТИЕ ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Аннотация. В данной статье автор рассматривает современные мировые процессы, среди которых процесс глобализации занимает центральное место, и влияние этого процесса на национальные языки очевидно. Основным предметом разногласий в отношении лингвокультурного аспекта является утрата самобытности языка и культуры. Интеллектуальная конкурентоспособность – это важная задача, в решении которой немалая роль отводится именно национальной культуре и национальному языку. В результате проникновения американизмов и англицизмов в национальные языки наглядным является процесс «интернационализации» языка. Распространение английского языка на все сферы жизни приводит к возникновению так называемого «глобального» языка и «глобальной» культуры, которые требуют тщательного изучения. Русский язык нуждается в защите и требует бережного отношения, так как язык – это социальное явление. Необходимо регулирование происходящих в языке изменений, чтобы его развитие происходило без конфликтов и разрушений.

Казакова Е.П.
ПРИЁМ РАЗЛОЖЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. В статье анализируется прием разложения фразеологических единиц в английском экономическом дискурсе, его потенциал как инструмент воздействия на аудиторию и роль в развитии межкультурной компетенции у студентов экономических специальностей. Автор отмечает высокую метафоричность английского экономического дискурса и объясняет этот феномен обилием в данном виде дискурса абстрактных понятий, требующих переосмысления посредством знакомых предметов и явлений. Автор сравнивает классификацию образной лексики отечественными и зарубежными учеными и приходит к выводу, что понятие метафоры в понимании западных лингвистов соответствует определению фразеологизма, стершейся или мёртвой метафоры в российской науке. Далее автор проводит анализ применения приема разложения фразеологизмов на примере английского экономического дискурса и выделяет несколько способов применения этого приема: использования контекста, формирование развернутой метафоры и объединение нескольких фразеологизмов общей области-источника в одном сегменте дискурса. Учитывая частотность применения приема разложения фразеологизмов, автор ставит под сомнение целесообразность употребления термина «мертвая метафора». Наконец, автор приводит аргументы в пользу обучения студентов экономических специальностей навыку распознавать прием разложения фразеологических единиц, а также распространенные в английском экономическом дискурсе метафорические модели, т. е. концептуальные метафоры. Умение анализировать данное явление окажет студентам значительную помощь в различных видах деятельности, связанных с анализом, переводом, реферированием англоязычного текста, научит правильно понимать, какое воздействие автор стремится оказать на аудиторию, а также сделает студентов более восприимчивыми к культурологическому знанию, заключенному в образной лексике.

Кан Юньюй
ФОРТЕПИАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ: МОТИВАЦИЯ И (ИЛИ) ДИДАКТИКА?

Аннотация. В статье, на основе анкетных данных студентов нескольких музыкально-педагогических ВУЗов Китая, кратко рассматриваются основные проблемы современного фортепианного образования. Отмечается, что оно находится ещё в периоде своего становления – массовость, присущая ему, имеет свои негативные стороны. Например, превалирование технологических моментов над выявлением художественного содержания в музыкальных произведениях, недостаточная актуализация личностных качеств учащихся и т.д. В ответах анкеты фиксируются некоторые спецификации, характерные для этой сферы образования. Например, вопросы разграничения слушательского и исполнительского опыта, интерес к музыкальной профессии, репертуарная политика, жанровая репрезентативность учебного репертуара, приоритетные направления и любимые жанры в музыке, наличие музыкальных инструментов, дидактические аспекты обучения. Один из важных выводов в статье заключается в недостаточном внимании студентов к интерпретационной составляющей музыкального исполнительства. В статье подчёркиваются, что ограниченный репертуар по определённым стандартам учебных дисциплин, недостаточно учитывает индивидуальность конкретного учащегося, его собственные творчески-личностные качества, траекторию музыкального развития. Кроме того, несмотря на высокую мотивационную готовность к восприятию произведений музыкального искусства, в этом процессе часто не хватает систематизации и качественного рассказа о музыке, обращении к её высокому художественному содержанию, часто высокодуховному, философскому, неотделимому от конкретного общественно-культурологического контекста, национальной ментальности.

Овсянкина Г.П., Клюев А.С., Яковлева Е.Н., Спирина А.П.
ОСНОВЫ ЖАНРОВО-СТИЛЕВОЙ КЛАССИФИКАЦИИ МУЗЫКИ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ В ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Аннотация. Статья посвящена теме выбора репертуара для будущих мам. Данная тема должна быть обязательно включена в учебный план музыкальных вузов и средних учебных заведений, особенно педагогической направленности. Она необходима по таким дисциплинам как «Музыкальная психология» и «Музыкальная терапия». Опираясь на данные психологии перинатального периода и музыковедческие виды анализа, авторы делают вывод, что в подборе репертуара необходимо исходить из гармоничного единства и благоприятного воздействия на здоровье будущей мамы, и художественного феномена, смысловой наполненности музыки. Выдвигается положение, что в истории европейской музыкальной культуры (именно ею ограничивается материал статьи) сложилось четыре крупнейших жанрово-стилистических направления, содержащих наибольшее число произведений, подходящих для психотерапевтического репертуара: литургическое, фольклорное, классическое и советской массовой песни. Подчеркивается, что компетентность учащихся музыкальных учебных заведений и факультетов музыки в вопросах выбора репертуара и правильной организации процесса обучения обусловлена, во-первых, возможностью их будущей профессиональной деятельности – занятиями с такого рода контингентом (будущими мамами), во-вторых, теми просветительскими задачами, которые возлагаются на музыканта в быту, независимо от его служебных обязанностей – быть проводником культуры и нравственных основ среди самых широких слоев населения.

Кудинова И.М.
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Определяются проблемы обучения ознакомительному чтению лингвистически одаренных учащихся младшего школьного возраста. Приводится теоретический анализ научных исследований по проблеме обучения чтения на иностранном языке. Отмечается значимость индивидуального подхода к обучению английскому языку. На основе результатов педагогического эксперимента доказывается влияние установки, аудио-образца текста на продуктивность чтения, взаимосвязь когнитивных процессов, проявляющаяся в процессе чтения. Подвергается сомнению факт воздействия дополнительного мотивационного положительного стимула на результаты чтения. Научная новизна исследования заключается в определении закономерностей развития навыков ознакомительного чтения у учащихся с высокими лингвистическими способностями, а также особенностей их обучения. Особенностями обучения чтению лингвистически одаренных учащихся являются: формирование системы положительных мотивов к целостному процессу овладения английским языком; повышение трудности текста предоставление дополнительной установки при чтении; развитие навыков аудирования. Выявляются особенности понимания и интерпретации главной и второстепенной информации при ознакомительном чтении. Раскрывается доминирующий фактор достижения высокого результата чтения, которым является предваряющее процесс чтения аудирование. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования выводов при развитии навыков чтения учащихся младшего школьного возраста.

Лобова В.А.
ПРОФИЛИ ЛАТЕРАЛИЗАЦИИ МОТОРНЫХ И СЕНСОРНЫХ ФУНКЦИЙ И СОСТОЯНИЯ ТРЕВОГИ И ДЕПРЕССИИ У НЕНЦЕВ И СЛАВЯН ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА НА СЕВЕРЕ СИБИРИ

Аннотация. У ненцев и славян детского возраста, проживающих на Севере Сибири, выделено семь типов латеральных профилей по трем признакам: ведущие рука, ухо, глаз. Анализ профилей латерализации моторных и сенсорных функций показал, что у детей ненцев и детей славян чаще всего обнаруживались лица с правыми признаками в моторной сфере. Сочетание правых моторных с правыми сенсорными признаками чаще выявлялись у ненцев. Корреляционный анализ подтверждает сложности взаимосвязей моторных и сенсорных функций у детей из числа ненцев и славян и их обусловленность возрастным фактором. Получены прямые корреляционные связи между возрастом и асимметрией слуха и асимметрией зрения – у ненцев, между возрастом и асимметрией зрения – у славян. Получены корреляции между моторной асимметрией и асимметрией слуха и зрения у ненцев, между моторной асимметрией и асимметрией зрения – у славян. При исследовании корреляционных связей выявлена прямая связь между асимметрией слуха и школьной тревогой у славян, между моторной асимметрией и общей тревогой, а также между асимметрией зрения и депрессией – у ненцев.

Мироненкова О.Л., Ерофеева М.А.
ГОТОВНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ В ЦЕНТРЕ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

Аннотация. В статье дан анализ исследованию уровня подготовленности сотрудников полиции к работе с подростками в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП).

ЦВСНП является одним из субъектов в системе органов внутренних дел, обеспечивающих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Их основная деятельность направлена на социальную адаптацию несовершеннолетнего, привитие ему нравственных и моральных ценностей, обучение правилам человеческого общежития.

Целью данного исследования является выявление уровня подготовленности сотрудников полиции к работе с подростками в ЦВСНП (теоретической, практической и личностной подготовленности). Выявление уровня сформированности у сотрудников полиции профессиональных компетенций, необходимых для работы с подростками в ЦВСНП. Исследование осуществлялось с использованием экспертной оценки. Э. Шейна; Теста А. Ассингера; Опросника В.В. Бойко «Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности»; Семантического дифференциала; Опросника «Нравственная устойчивость» А.В. Сажин.

Никитина Е.Б.
БАРЬЕРЫ В ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Аннотация. В эпоху глобализации растет интерес к изучению английского языка как к средству межнационального общения. Все большее количество представителей разных национальностей вовлекается в процесс овладения английским языком. Независимо от национальной принадлежности, все изучающие английский язык сталкиваются с определенными сложностями в приобретении навыков языковой коммуникации. Затруднения могут вызывать не только лексико-грамматические и фонетические особенности построения языка, но и различия в культурных традициях, психологические особенности учащихся. Эффективное использование новейших методов преодоления языковых барьеров способствует успешному овладению английским языком. Преподаватель играет ключевую роль в мотивации и поддержании интереса учащихся к изучению языка и формированию благоприятной обстановки на занятиях, которая способствует наиболее эффективному усвоению материала и развитию языковых компетенций. В ходе изучения английского языка обучающиеся приобретают не только языковые навыки, но знакомятся с историей страны изучаемого языка, улучшают навыка межличностной коммуникации, учатся преодолевать сложности, развивают навыки планирования, постановки и достижения целей. Таким образом, правильное организованное изучение английского языка способствует формированию и развитию личности.

Осин Р.В., Першина К.В.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗА «Я» ЛИЧНОСТИ ИНСТАГРАМ – БЛОГЕРА И ВОСПРИЯТИЯ МЕДИАОБРАЗА ИНСТАГРАМ – БЛОГЕРОВ В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ

Аннотация. В статье представлен сравнительный анализ между образом «Я» личности инстаграм – блогера и восприятием медиаобраза инстаграм – блогеров в молодёжной среде. Предметом исследования является образ «Я» личности инстаграм – блогера и восприятие медиаобраза инстаграм – блогеров в молодёжной среде. Гипотеза исследования заключается в том, что существуют различия между образом «Я» личности инстаграм – блогера и восприятием медиаобраза инстаграм – блогеров в молодёжной среде по следующим параметрам: самооценка, самоотношение, отношение к жизни, осмысленность жизни. Использовались следующие методики: 1. Авторская анкета для блогеров; 2. Тест – опросник самоотношения С.Р. Пантелеева; 3. Тест «Самооценка» С.А. Будасси (модификация Н.М. Пейсахова); 4. Тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева (методика СЖО); 5. Методика самооценки Дембо – Рубинштейн; 6. Авторская анкета «Кто для вас инстаграм – блогер?»; 7. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые определены различия между образом «Я» личности инстаграм – блогера и восприятием медиаобраза инстаграм – блогеров в молодежной среде по параметрам: самооценка, самоотношение, отношение к жизни, осмысленность жизни. По результатам проведённого эмпирического исследования можно сделать следующие выводы: 1) Существуют различия между восприятием инстаграм–блогеров пользователями «Инстаграма» и самооценкой инстаграм-блогеров по параметрам: «Ум», «Внешность», «Уверенность в себе», «Характер», «Умение делать своими руками, что-то самостоятельно»; 2) Установлены различия между представлением пользователей о самооценке инстаграм–блогеров и реальным уровнем самооценки инстаграм-блогеров.

Останина Е.А.
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ТЕХНОЛОГИИ РАСПОЗНАВАНИЯ ЛИЦ

Аннотация. Актуальные технологии, реализующие механизм распознавания лиц, в настоящее время приобретают особую значимость. Многочисленные исследования проводимые в этом направлении вызваны, в первую очередь, все нарастающими практическими потребностями общества. Несмотря на привычную каждому человеку процедуру распознавания образов, идентификации лиц людей, вопросы осуществления этих процедур компьютерными системами, в том числе декодирование и хранение цифровых образов лиц, в настоящий момент еще не до конца проработаны. Главной задачей в этой связи становится задача оптимального поиска и идентификации слабоконтрастного объекта, которым и считается человеческое лицо. Решение ее может базироваться на основе систем кибернетического зрения как в свете классической проблемы восприятия, так и в свете новых подходов. В связи с этим особая роль отводится изучению факторов в большей степени влияющих на результат распознавания. В статье рассматриваются подходы к построению систем распознавания, их достоинства и недостатки, а также вопросы практического применения этих систем.

Санжеева Л.В., Тан Сыминь
МЕТОД ИНТЕРМОДАЛЬНЫХ АССОЦИАЦИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Аннотация.В статье обосновывается необходимость применения метода интермодальных ассоциаций в обучении будущих педагогов-музыкантов. Музыкальное образование ставит новые задачи при разработке инновационных методов обучения, необходимых для повышения профессиональной подготовки будущих учителей музыки. Музыкальное образование в педагогических вузах несет двойную нагрузку, так как оно направлено не только на формирование музыкальных способностей личности студента, оно также должно способствовать развитию педагогических навыков обучения детей в школе в процессе непрерывного художественно-эстетического развития. Педагогический опыт в высшем образовании дает возможность расширять интермодальность в синестезии музыкального восприятия студента для самосовершенствования личности и самостоятельного применения полученных навыков в дальнейшей работе. Развитие интермодальных ассоциаций способствует профессиональному росту компетенций современного учителя музыки, что отвечает требованиям к совершенствованию музыкального образования в педагогических вузах.

Тимофеева Т.С.
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У ПСИХОЛОГОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Аннотация. Актуальность исследования определяется динамикой социально-экономических трансформаций, которые повышают требования не только к качеству и скорости деятельности, но и к личности самого профессионала. Эти изменения отражается в понятии профессиональной идентичности. Особое значение сформированная позитивная профессиональная идентичность приобретает для профессий социономического типа, в частности для психологов, где важным условием успешной деятельности является личность профессионала.Цель статьи – определить особенности профессиональных качеств у психологов, имеющих различный уровень профессиональной идентичности. Базу исследования составили практикующие психологи (центров социального обслуживания населения, школ и организаций), а также студенты-психологи старших курсов вузов г. Волгограда. Надежность и валидность результатов обеспечивается за счет применения комплекса психодиагностических методик (опросник «КЛО», методика «Оценка доверия к себе», методика Л.Б. Шнейдер) и методов математической статистики (частотный анализ, однофакторный дисперсионный анализ). Полученные результаты свидетельствуют, что сформированная профессиональная идентичность психолога отражается в различной структуре общих и специальных профессиональных качеств. В большей степени соответствие профессионально важных и личных качеств наблюдается у психологов с высоким уровнем идентичности. Для них характерны спокойствие, чувствительность, способность к сочувствию, смелость в социальном взаимодействии, доверие к собственным умениям, способностям. Идентичность способствует постановке четких профессиональных и жизненных целей, удовлетворительному отношению к собственной профессии, к выполняемым обязанностям.

Фань Цзин
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ГЕНЕРАТОР РАЗВИТИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ

Аннотация. В статье кратко рассматривается проблема возрождения этнической музыкальной культуры провинций современного Китая на примере крупного региона Внутренняя Монголия. Этот процесс выступает ключевым индикатором государственной идентичности. Необходимо, чтобы этническая культура, не теряя своей самобытности и эксклюзивности, получила «свежее дыхание», инновационные механизмы развития и распространения, стала родной жизненной средой для всего населения Китая. Своеобразным генератором реализации такой концепции становится образовательные учреждения страны. Музыкальное образование должно нести ответственность за распространение народного фольклора, традиционной музыки. Формирование целостной картины исторического становления музыкально-художественной культуры Внутренней Монголии невозможно без привлечения междисциплинарных знаний студентов не только по музыке, но и истории, литературы, философии, театра, живописи, географии, биологии. Чтобы повысить уровень мотивации учащихся не обойтись без современных технологий обучения, связанных с интернет-ресурсами, устройством различных перфомансов и арт-объектов, историческим моделированием и реконструкцией, проведением квестов и интеллектуальных игр, музыкально-этнических конкурсов и фестивалей, продвижением социологических, дизайнерских, рекламных, туристических проектов. При этом, решающее значение имеют два момента. Первый – это точная диагностика аудитории, её возрастного и образовательного уровней, мотивационной готовности к восприятию национального музыкального искусства, конкретных организационных условий проведения образовательно-просветительских проектов. Исходя из этого, следует выбирать соответствующий музыкальный материал и вербальное сопровождение к нему. Второй важный момент заключается в уровне культуро-созидающих интерпретационных качеств студента – будущего специалиста-просветителя. Традиционная музыкальная культура как художественно-образовательный феномен, нуждается в обязательном толковании, разъяснении, интерпретации. Популяризация традиций национальной культуры – это не просто транслирование художественных смыслов, но и обогащение этих смыслов, этого Текста Культуры новыми значениями, понятиями, ассоциациями. Такой процесс имеет выраженную преобразовательную интентность, и он невозможен без высокого уровня профессионально-личностных интерпретационных качеств студента.

Ши Явэнь, Самсонова Т.П.
СТАДИАЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ШОПЕНА НА ПРИМЕРЕ ПЕРВОЙ БАЛЛАДЫ ор.23 g-moll

Аннотация. Статья посвящена работе в классе фортепиано в высшем учебном заведении над произведениями Шопена на примере Первой баллады ор.23 g-moll. В педагогическом аспекте рассматривается возможность стадиальной работы, которая включает в себя развитие пианистических возможностей студентов с точки зрения интеллекта, музыкальности и артистичности. В статье отмечается важность знания студентами исторических, музыкально-эстетических и теоретических сведений. В этой связи предполагается углублённый анализ музыкальной формы Первой баллады Шопена. Также рассматриваются проблемы работы над содержанием и художественным образом произведения, при тщательном изучении нотного текста и музыкальным его воплощением через «поющую» интонацию.

РАЗДЕЛ IV. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ

Конеева Е.В., Львова Т.Г., Воронина Н.В.
ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА К СДАЧЕ КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ»

Аннотация. Вопросы, связанные с внедрением Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) как программной и нормативной основы системы физического воспитания обучающихся, особенно студентов вузов и сузов, являлись предметом многочисленных научных исследований. Основным утверждением сторонников внедрения являлось улучшение здоровья детей и молодежи, которое заметно ухудшилось за несколько последних десятилетий. Внедрение ГТО в учебный процесс образовательных организаций, по мнению других ученых, не только может заметно улучшить положение со здоровьем обучающихся, но и послужит программной и нормативной основой физической культуры. Внедрение комплекса ГТО 1-3 этап осуществлялось с 2014 по 2017 годы. В статье представлены результаты сравнительного анализа данных опроса студентов 1 курса Московского авиационного института о готовности к сдаче нормативов комплекса ГТО в 2015-2018 учебных годах.

Конеева Е.В., Львова Т.Г., Малешин К.К.
ПОВЫШЕНИЕ ПОМЕХОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК СПОСОБНОСТИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ СЛОЖНЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. Физиологическим механизмом помехоустойчивости является образование в коре больших полушарий головного мозга функциональной системы, являющейся мощной рабочей доминантой, которая объединена общим ритмом активности, а также включает самые важные для ее функционирования центры нервной системы. Такая система только усиливается на фоне возникновения посторонних внешних раздражений, а не разрушается. Посторонние раздражения из внешней среды только способствуют укреплению рабочей доминанты. У некоторых групп людей наблюдается неустойчивая к помехам из вне рабочая доминанта, она является недостаточно прочной и легко разрушается при любых воздействиях, внешних помехах и утомлении. Только в результате применения методики повышения помехоустойчивости можно подготовить людей к выполнению профессиональной деятельности в различных сложных условиях. Занятия по физической культуре в период обучения студентов в вузе являются наиболее подходящими для решения задач подготовки к профессиональной деятельности и повышения помехоустойчивости.

Оськина А.Н., Даринская Л.А.
СТУДЕНТЫ-ГУМАНИТАРИИ О ВОЗМОЖНОСТЯХ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования информационно-образовательной среды вуза для развития творческой активности студентов-гуманитариев, а также сложности, связанные с различными аспектами готовности обучающихся к этому виду деятельности. Приведены результаты пилотажного исследования представлений студентов о фактических и потенциальных возможностях творческого развития в условиях информационно-образовательной среды. Практическое применение полученных результатов направлено на разработку способов интеграции традиционных и цифровых технологий обучения.

Аврамкова И.С., Клюев А.С., Слонимская Р.Н.
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ К. ОРФА

Аннотация. В настоящее время в России формируется новая система образования, важнейшей составляющей которой является теория развивающего обучения, освещенная в трудах Л. С. Выготского, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, и имеющая в основе идею развития ребёнка в процессе обучения и воспитания. Развивающее обучение, в том числе и в музыкальной педагогике (интерактивно-творческий подход, импровизация, игровые технологии), базируется на формировании мышления, поддержании высокого уровня познавательного интереса и развития способностей детей. Среди зарекомендовавших себя методик развития музыкальных способностей младших школьников особое место принадлежит методике немецкого композитора Карла Орфа (1895–1982). Его система музыкального воспитания нашла отражение в пособии «Шульверк. Музыка для детей» (1952). Методика К. Орфа учитывает индивидуально-личностные качества ребенка, особенности его восприятия и развития, поэтому подходит для детей разного возраста с разными творческими способностями. Особенно эффективно применение системы обучения К. Орфа в музыкальном воспитании детей младшего школьного возраста.

Николаева И.А., Гаврилушкин С.А., Гурылева Л.В.
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ ПОДРОСТКАМИ, ОБУЧАЮЩИМИСЯ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Проблема выявления особенностей восприятия информации у современной молодёжи является малоизученной и крайне актуальной, так как имеющиеся сведения неоднозначны, не структурированы, информация обрывочна и разрозненна. Проблема нашего исследования – это поиск ответа на вопрос каковы особенности восприятия информации современными подростками и существуют ли возрастные различия в данной группе по исследуемому параметру. Масс-медиа оказывают интенсивное воздействие на мыслительные процессы, психологическое и социальное состояние детей и молодёжи с несформированным мировоззрением и самосознанием. Основным инструментом воздействия служит передача информации посредством восприятия. То есть восприятие в виде подведение неизвестного явления или предмета под стереотип. Масс-медиа готовят информацию, чтобы она воспринималась легко и безоговорочно, без логического анализа, позволяя манипулировать сознанием, при этом приучая думать подростка стереотипами, понижая познавательную планку сообщений. Информация преподносится в фрагментированном виде, чтобы создать не логическое, а эмоциональное отношение к ней, она формирует «клиповое» восприятие. В статье описаны результаты эмпирического исследования, цель которого, выявить различия в особенностях восприятия между подростками 11-12, 13-14, 15-16 лет. Дается характеристика подросткам поколения Z, анализируются понятия «клиповое» восприятие и мышление, описываются особенности восприятия информации подростками с разными ведущими репрезентативными системами. Эмпирического исследование, представленное в статье, позволяет сделать вывод о том, что среди подростков 15-16 лет больше дискретов, а среди подростков 11-12 лет больше кинестетиков. Проводиться анализ предпочтений подростков в способах подачи информации, оценки их достижений, их склонности к интернет-зависимости, многозадачности.